Младенцу было 8 дней от роду, когда, согласно иудейской традиции, была проведена операция по отсечению крайней плоти. В тот же день ему дали имя, которое ранее возвестил архангел Гавриил. И хотя конкретное место обряда не указано в Евангелии, считается, что произошло это в храме. Это, в целом, маловероятно — скорее всего произошло это дома.
На картинах, описывающих обрезание, обычно присутствуют родители Мария и Иосиф, священник и его помощники.
В христианской традиции обрезание рассматривается как подтверждение человеческой, а не эфемерной природы Иисуса. Также Христос как бы подает пример остальным верующим — надо следовать завету.
Согласно Книге Бытия, Авраму было 99 лет, когда бог повелел ему произвести обрезание и принять имя Авраам. Ему было обещано, что станет он «отцом множества народов», получит он и его потомки «всю землю Ханаанскую во владение вечное». За это же все потомки Авраама мужского пола на 8-й день после рождения должны проходить через обрезание. Тех, кто противился, ждала изоляция: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».
Отсечением крайней плоти дело не заканчивалось. Человек должен был также обрезать уши и сердце, то есть отказаться от соблазнов и следовать заветам.
В Новом Завете обрезание заменено крещением, а в качестве знака-подтверждения выступает нательный крест.
Далеко не все народы, исповедовавшие христианство, поддерживали операцию. После многочисленных споров обрезание в итоге стало редким явлением в большей части христианского мира. Заметно это и по ранним произведениям христианского искусства, где 8-й день жизни Иисуса почти не фигурирует.
Ситуация начала постепенно меняться в 10 веке. В позднем Средневековье гениталии Христа стали новым центром внимания. Если изначально первичные половые признаки младенца были покрыты вуалью, то к середине 14 века художники, не смущаясь, показывали все подробнейшим образом. Картины на этот сюжет были чрезвычайно популярны, например, в Венеции на рубеже 15−16 веков.
В середине 16 века сюжет уже трактовался иначе, обнаженная натура почти не допускалась в религиозном искусстве — даже младенец должен был быть одет. Показать обрезание на одетом ребенке не получалось, а потому тема была предана забвению.
В разные моменты истории обнаруживались реликвии, претендовавшие на звание крайней плоти Христа. Конечно же, чудодейственной. Причем, в разных уголках Европы несколько церквей могли одновременно утверждать, что обладают святым артефактом. По другой же версии, все части тела Иисуса, в том числе и не связанные с ним более, вознеслись, как и их обладатель, на небеса.