С чего все начиналось?
После смерти Александра в 323 году до н. э., Иранское государство попало в руки Селевка I Никатора, одного из диадохов (генералов Александра). Он основал по сути эллинистическое государство, известное как империя Селевкидов, главным образом на территории современной Исламской Республики Иран, хотя в период своего расцвета империя простиралась от современной Турции до современного Пакистана. Селевкиды, хотя и находились под несомненным влиянием иранского народа, которым они правили, все же сохраняли верность своему греко-македонскому происхождению и, следовательно, не рассматривались своими подданными как местные правители.
В этот же период наиболее яркой угрозой селевкидов были парфяне, которые завоевали все иранские территории империи Селевкидов. В основном они известны европейскому миру как антагонисты Римской Империи, и их культурой часто пренебрегают в исторических книгах. Сами парфяне пали перед Ардаширом I, который был персом, потому что он пришел из провинции Фарс (первоначально известной как Парс, откуда происходит слово «персидский»). Впоследствии оттуда же пришли Ахемениды. Он основал собственную династию под фамилией своего предка Сасана.
Затем Сасаниды начали процесс восстановления ценностей иранской культуры. Хотя Сасаниды, несомненно, были в большей степени все еще эллинизированы, они начали процесс «иранизации». Зороастризм стал одним из краеугольных камней империи — сделать или нет его ведущей религией дя государства. Однако не стоит думать, что другие религиозные меньшинства подвергались гонениям. Некоторые из сасанидских царей даже женились на еврейских и христианских женщинах.
Семья Сасанидов
В течение 400 лет Сасанидская империя была главной державой на Ближнем Востоке и позиционировала себя, как соперника поздней Римской Империи. Более того, они поддерживали отношения с китайской династией Тан и несколькими индийскими королевствами, где их продукция и культура пользовались большим уважением.
Семья Сасанидов имеет несколько возможных корней, связанных с генеалогией основателя династии Ардашира I, который родился в 180 году н. э. Эти истоки либо связывают его с Ахеменидами, либо с Каянидами, что важно для иранской идентичности. Первая-это историческая империя и династия, а вторая-мифологическая династия царей, глубоко связанная с зороастризмом и иранской мифологической традицией.
Ардашир, один из наиболее знаменитых царей сасанидской династии, придавал особое значение трем вещам: централизации власти, утверждению зороастризма как государственной религии и обращению особого внимания на персидское соперничество с Римом. Все это означало большие реформы.
Централизация была особенно трудной задачей, поскольку парфяне поддерживали федеративный союз Малых Королевств.
Зороастризм, хотя и присутствовал всегда, теперь должен был быть связан с организацией империи и стал иметь большое значение для системы управления, особенно потому, что легитимность системы, установленной Сасанидами, основывалась на их божественном происхождении. Войны с Римом поначалу казались застойными, но впоследствии они ожили с новой силой.
Шапур II интересен историкам тем, что имел честь быть коронованным еще в утробе своей матери. Его отец был убит, и дворяне, которые забрали власть в свои руки, решили короновать нерожденного ребенка. Он оказался довольно энергичным лидером, взяв империю в свои руки, воспользовавшись ослабленной Римской империей.
Кхошрав I является самым важным и знаменитым из сасанидских царей. Преуспев в военных и административных делах, он стал иранским идеалом царя. Он также займет видное место в иранской литературе. Реформы Кхошрова, вероятно, имели успех потому, что поддерживали Сасанидскую империю в течение следующих 100 лет на плаву. Его налоговые реформы укрепили суд, устранив особые привилегии вельмож, которые управляли территориями и могли облагать налогом население, но не самих себя. Реформируя эту систему, государство смогло обеспечить фиксированный налог, который помог бы прогнозировать размер получаемого дохода. Многие из этих реформ являются бывшими проектами его отца Кавадха, во время правления которого массовые восстания и появление Маздакизма (низшего класса, благоприятствующего культу) поощрялись Кавадхом для ослабления знати.
Военные также видели большие реформы, в основном направленные на расширение границ империи. А защищать империю было от кого — римляне на Западе, гунны на востоке и арабы на юге, и все это требовало армии, способной быстро реагировать, поэтому империя была разделена на четыре региона, каждый из которых контролировался полководцем. Как и большинство сасанидских царей, войны с Римом продолжались в бесконечном натиске, в основном благоприятствуя Сасанидам, поскольку римляне, а затем византийцы будут заняты германскими вторжениями.
Вероятно, самым важным достижением Кхошрава было стремление к знаниям и особое внимание, уделяемое Академии Гундешапура. Эта академия была одним из самых важных центров обучения в мировой истории, поскольку она искала и обрабатвала тексты из всех соседних стран. Тематика была самая разнообразная — от греческих философов до иранских религиозных текстов, а также индийских произведений, переводя их не только на Средне-персидский, но также греческий и другие языки. Все эти научные знания, позже унаследованные арабами, а были переданы европейской культуре.