На многие поколения европейских поэтов повлияло не только творчество Овидия, но и история его жизни. Свою судьбу с биографией великого римлянина сравнивал и Александр Сергеевич Пушкин: он, подобно Овидию, тоже был сослан к берегам Черного моря. Под влиянием этих дум Пушкин даже адресовал античному автору знаменитое стихотворение, начинающееся со следующих строк: «Овидий, я живу близ тихих берегов, / Которым изгнанных отеческих богов / Ты некогда принес и пепел свой оставил». Однако ни Пушкин, ни кто-либо из его потомков и современников достоверно не знал, по какой именно причине Овидий «пепел свой оставил» в этих краях.
В 8 году нашей эры римский император Октавиан Август подписал указ, согласно которому поэт Овидий должен был навсегда покинуть Вечный город и поселиться за тридевять земель от него — в Причерноморье. Для Овидия такое решение императора стало настоящим ударом. Нельзя сказать, что в ссылку он отправился с гордо поднятой головой: не успев даже достигнуть места назначения, поэт начал работать над письмами в стихах, впоследствии объединенными под общим названием «Скорбные элегии».
В них Овидий рассказывал о своей непростой судьбе жене, друзьям, а также обращался к самому Октавиану Августу с просьбой о помиловании. Император же был непреклонен и гнев на милость не сменил. Не удалось Овидию возвратиться и после смерти правителя — Октавиан Август скончался в 14 году. Не спешил приглашать поэта обратно в Рим и следующий император, Тиберий. В 17 году (или, по другим данным, в 18-м) не стало и самого Овидия. Смерть он принял там же, в Причерноморье, так и не побывав более в родных местах.
Почему же Октавиан Август изгнал Овидия из Рима? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но, как водится, есть множество различных версий. Сам поэт в своих произведениях лишь тонко намекнул на обстоятельства, приведшие его к берегам Черного моря. «Две погубили меня причины: стихи и оплошность, / Мне невозможно назвать эту вторую вину. / Я не таков, чтобы вновь бередить твои раны, о Цезарь!» — писал Овидий. Принято считать, что под словом «стихи» поэт подразумевал поэму «Искусство любви», многими современниками воспринятую как аморальное произведение. О какой же «оплошности» идет речь — тайна, покрытая мраком.
Бытует мнение, что Октавиан Август узнал об интимной связи Овидия и дочери императора или же о том, что поэт помогал ей организовывать свидания с любовниками — словом, был пособником. Эта версия, конечно, имеет право на существование, но все же обычно признается учеными как одна из самых маловероятных. Если же изгнание Овидия и было связано с семьей императора, то, скорее всего, связь эта была совсем другой. Исследователи предполагают, что Октавиану Августу нужно было отвлечь внимание от своих близких — в том же 8 году император был вынужден выслать из Рима Юлию Младшую, свою внучку, уличенную в прелюбодеянии. Именно поэтому в дальние края отправили и Овидия. Горожане начали с интересом следить за его судьбой, практически проигнорировав историю Юлии.
Дополнительный ключ к разгадке этой головоломки — еще одно заявление Овидия. Он обмолвился, что его вина состоит лишь в том, что у него есть глаза. Вероятно, поэт стал свидетелем какого-либо преступления или же узнал то, что император хотел бы сохранить в тайне. К сожалению, пока наука не располагает достоверной информацией о причинах ссылки Овидия. Остается надеяться, что исследователям удастся найти и другие подсказки, которые позволят разгадать этот древнеримский ребус.