Барышня-крестьянка
Чем только не занимались женщины на своем веку, какие только профессии не осваивали, на каких только нивах не трудились, порой даже на самых настоящих! Ходить по полю за плугом, согласитесь, совсем не женское занятие, однако мало кто знает, что в таком, казалось бы, неприглядном сюжете художник может воплотить совершенно замечательную и возвышенную идею. На известной картине Венецианова «Весна. На пашне» изображена вовсе не нарядная барышня-крестьянка, как многие думают, а поэтический образ весны, символ пробуждения природы. Так женский труд в глазах художника, окруженный ореолом женственности и красоты, приобретает сакральное значение.
Алексей Венецианов, уроженец Москвы, впервые побывал в деревне в 35 лет, когда после свадьбы молодожены отправились проведать родителей жены в Тверскую губернию. Художник был так очарован природой, что у него тут же возникло желание поселиться среди русских просторов и он покупает имение в Сафоновке. Именно здесь он пишет картину «На пашне». Все творчество Венецианова пронизано поэзией, его картины, посвященные крестьянскому быту, идеализируют деревенскую жизнь.
В картины Венецианова с детства была влюблена Зинаида Серебрякова. В ее ранних картинах чувствуется незримая связь с творчеством русского бытописателя. Крестьянки Венецианова сто лет спустя словно продолжают жить на ее картинах. Деревенские девушки у художницы величавые, с царственной осанкой, они неторопливо делают повседневную работу — истинная поэзия духовности!
Картины «Жатва» и «Беление холста» относят к лучшим произведениям Зинаиды Серебряковой. Они были написаны в родовом имении Нескучное в Харьковской губернии, где с 1898 года семья Серебряковых проводила лето и осень. В 1914 году после продолжительного путешествия по Северу Италии Зинаида приехала в Нескучное и сразу принялась за работу над картиной «Жатва». Изучение творчества художников итальянского Возрождения, только недавно увиденных в музеях и галереях, ощущается в классически построенной композиции, а монументальность форм подчеркивает красоту женских фигур на фоне пейзажа с пшеничными полями, неровно уходящими за горизонт.
Эти картины считают последними идиллическими картинами дореволюционной России.
Кружева, пудра, помада - все, что прелестнице надо...
Французские дамочки тоже трудятся, не покладая рук, на картинах художников. В эпоху рококо самой модной профессией городских жительниц была работа модисткой. Элегантные и роскошные наряды, корсеты, вышивки и кружева составляли все женские помыслы, ведь нужно было поспевать за законодательницей мод мадам Помпадур! И фантазии юных дев воплощали мастерицы на все руки — модистки. Франсуа Буше на картине «Модистка» словно украдкой заглядывает в комнату и подглядывает за дамами, которые обсуждают будущую модель. Хороша ли я буду?
В XVIII веке в эпоху Просвещения во Франции в искусстве было принято восхвалять и утверждать достоинства третьего сословия, а в живописи хорошим тоном считалась простота и естественность. Жан-Батист Грез в картине «Прачка» не только изображает грациозную и очаровательную юную труженицу — таким образом он воспевает трудолюбие.
В России во второй половине XVIII века Грез стал модным художником, дворянская знать наперебой заказывала ему портреты, сама императрица Екатерина ІІ по совету Дидро приобрела у художника картину «Паралитик». Безусловно, такая популярность творчества Греза не прошла незаметно для русской живописи, его картины имели большое влияние на русский портрет.
Мастерицы-кружевницы
«Русским Грёзом» называли Василия Тропинина за очаровательные женские портреты. Он впервые в русской живописи создал новый тип жанрового портрета — поэтический образ девушки за работой. Юные красотки на картинах «Кружевница» и «Золотошвейка», занятые своей работой, на минутку отрывают взгляд от своей работы и лукаво смотрят на зрителя.
Тропинин был крепостным художником и только в возрасте 47 лет получил вольную. Символично, что именно 1823 год — год написания «Кружевницы», приносит художнику и свободу, и официальное признание. В этот год он впервые показывает свои работы в Академии художеств, и художника удостаивают звания «назначенного в академики». Так интимный портрет горожанки принес свободу и успех его творцу.
Домашнее хозяйство всегда было на женских плечах и кухонные хлопоты — прямая обязанность. Для некоторых это благословение, а для многих — морока. Для героини картины «Кухарка» Бернардо Строцци — это долг и священнодействие. Можно задавать себе много вопросов, глядя на картину. Например, почему молоденькая девушка потрошит птицу в нарядном платье и бусах? Большая ли у нее семья, ведь на ужин предполагается изрядное количество блюд? Кто изображен на картине — может, художник изобразил свою жену и поэтому она так ласково смотрит на зрителя? Такой вариант вполне возможен: картина на бытовой сюжет у Строцци — большая редкость и для супруги он вполне мог сделать исключение.
Автор картины — итальянский художник эпохи барокко с примечательной биографией. Авантюрный характер Строцци отразился на всей его деятельности: в юности он вступил в орден капуцинов и стал священником, затем учился живописи в мастерской генуэзского художника Сорри и одновременно работал корабельным инженером на генуэзском флоте. Позже художник сбежал из монастыря и скрывался от преследований монахов в Венеции. Но занятий живописью Строцци не оставлял никогда. Основной его темой были портреты, религиозные и мифологические сцены, а на творческую манеру большое влияние оказала живопись Караваджо.
«Профессия» пастушки некогда была очень популярна и художники к ней часто обращались. Трогательный образ немолодой пастушки находим в творчестве Ван Гога, который с особой теплотой и любовью писал простых деревенских жителей. Взгляните на колорит картины — желтые пшеничные поля — цвет солнца и тепла, мягко противопоставлен синей накидке пастушки, — частый прием в работах художника, но он не вызывает тревожных чувств, как на других его картинах.
Ван Гог оттенками цвета необыкновенно точно передает свои чувства. Какие бы вихри не бушевали вокруг, женщина спокойна и покорна нелегкой судьбе… И наше главенствующие и искреннее чувство при виде этой картины — «сопереживание».
Художник создал эту работу во время лечения в Сан-Реми на юге Франции. В этот период 1889—1890 годы он изучал творчество основателя барбизонской школы Жана Франсуа Милле, и за это время сделал копии с 23 его картин, среди них и «Пастушка» (хотя трудно картину Ван Гога назвать копией). Винсент так пишет своему брату о своем занятии: «Уверяю тебя, что мне страшно интересно делать копии, и, поскольку сейчас у меня нет моделей, я при помощи этих копий не заброшу работу над фигурой. Я использую черно-белые репродукции Делакруа и Милле, как если бы это были реальные жизненные сюжеты. А затем я импровизирую цвет, хотя конечно не совсем так, как если бы делал это сам, а стараясь припоминать их картины. Однако это „припоминание“, неясная гармония их красок… и есть моя интерпретация». Сравнивая картины двух художников, кажется, что Ван Гог написал пастушку в своем воображении.
Жан Батист Шарден наблюдал за жизнью простых горожан и писал сюжеты из их повседневной жизни. От картины «Прачка» веет тихим домашним уютом, где все согрето заботами хозяйки. Пока мама стирает, сын занят своей нехитрой забавой. Детские образы всегда присутствуют на картинах Шардена, подчеркивая любовь матери к ребенку. Демонстрация этих отношений помогают ему создавать душевную атмосферу тепла и скромной, но значительной и наполненной жизни горожан. Женский труд на картинах художника приравнивается к благородной работе, сделанной с особым старанием и любовью.
Передовицы соцтруда — мы новый мир построим!
Новые профессии осваивают женщины в советской стране. У нас они не просто какие-то западные модистки-модницы — советская женщина может и метро построить! В графической серии 1930-х годов Александра Самохвалова портреты девушек-метростроек воплотили идеал социалистического труда. Задор, молодая энергия, оптимизм и сила бьют через край в этих работах — мы построим новую страну. Вот она со сверлом, с лопатой, красивая, сильная и счастливая, ей все по плечу!
Художник включился в идейный путь страны, он искренне верит во всеобщее созидание на благо светлого будущего. А душевные порывы художника — материя вполне осязаемая, лишь взгляните на работы!
Самохвалов был учеником Петрова-Водкина, в 1926 году он работал в Старой Ладоге над реставрацией церкви Святого Георгия. Художник открыл для себя древнерусскую фреску, восхищаясь гармонией глубокого содержания и крупной формы. Благодаря этому и его собственным работам присуща энергетика и монументальность.
Картина «Хлеб» — одна из самых известных работ Татьяны Яблонской и одна из самых жизнерадостных. После окончания войны, четырех лет голода, лишений и разрухи, хлеб стал символом жизни и процветания. Засучив рукава, молодые колхозницы принимаются за работу: такой труд — радость и счастье!
Восьмерка - не квадрат!
Весеннее настроение и аромат первых цветов ощущаешь, глядя на картину Казимира Малевича «Цветочница». И все наши героини, какими бы профессиями они не занимались, над чем бы они не трудились, всегда остаются привлекательными, желанными и пленительными.
Милые дамы, поздравляем вас с Праздником Весны!