Фрида Кало в кино
809
просмотров
По-настоящему хороших фильмов о художниках существует не так уж много. В некоторых случаях создателей подводит слишком скромный бюджет, что неизбежно влияет на качество. Иногда всему виной слишком скучный или чересчур «артхаусный» сценарий.

Фильм «Фрида» — одно из немногих счастливых исключений. Сильная, яркая и захватывающая кинокартина о жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала результатом многолетних мечтаний и кропотливой работы небольшой группы энтузиастов. Рассказываем, как, благодаря кому и вопреки чему был снят фильм «Фрида».

Фильм о жизни и творчестве Фриды Кало был проектом мечты для Сальмы Хайек. Она мечтала об этом фильме и будучи звездой мексиканских мыльных опер, и уже «засветившись» в американском кино в ролях второго плана. «В то время для мексиканской актрисы было немыслимо претендовать на место в Голливуде, — вспоминает Хайек. — И хотя я доказала, что это не так, я все равно была никем. Одной из сил, придававших мне решимости продолжать свою карьеру, была история Фриды Кало. В золотой век мексиканских муралистов она создавала маленькие интимные картины, на которые все смотрели свысока. У нее хватало смелости самовыражаться, несмотря на скептицизм. Моей величайшей целью стало рассказать ее историю. Изобразить жизнь этой необыкновенной художницы и показать мою родную Мексику так, чтобы побороть стереотипы».

Кадр из фильма «Фрида»: художницу вместе с кроватью везут на ее первую выставку в Мексике

После выхода в 1983 году биографической книги Хейден Эрреры история жизни Фриды Кало захватила умы многих американских знаменитостей. Выход фильма о художнице стал лишь вопросом времени. Сальма Хайек вспоминала, что на момент запуска «Фриды» в производство в Голливуде было 12 готовых сценариев для байопика о Фриде Кало. Этими сценариями в разное время интересовались Дэвид Кроненберг, Фрэнсис Форд Коппола и Педро Альмодовар. А на роль Фриды кроме Сальмы Хайек претендовали Дженнифер Лопес и Мадонна, которая владеет большой коллекцией картин Кало.

Как бы то ни было, именно Сальме Хайек удалось добиться того, что фильм о Фриде все же был снят и дошел до больших экранов. Эта кинокартина принесла актрисе номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль (всего фильм получил шесть номинаций и взял две статуэтки — за лучший грим и оригинальный саундтрек).

Кстати

Фрида Кало была большой любительницей кинематографа. За месяцы, проведенные в Нью-Йорке, в то время как Диего Ривера рисовал свои революционные коммунистические фрески для Рокфеллеров, художница запоем смотрела кино — «Франкенштейна», «Кинг-Конга» и «Тарзана».

А сама Фрида стала популярной в Голливуде задолго до выхода биографии Хейден Эрреры. Этот факт редко упоминается, но первым серьезным покупателем картин Кало стал актер, суперзвезда гангстерских фильмов и избирательный коллекционер Эдвард Г. Робинсон, который посетил художницу в 1938 году и купил четыре ее работы по 200 долларов каждая.

Съемки

Сальма Хайек была настолько захвачена идеей снять фильм о Фриде Кало, что ей удалось, по ее собственным словам, совершить невозможное. Актер Эдвард Нортон, с которым она тогда была в отношениях, несколько раз помогал переписывать сценарий и исполнил в фильме небольшую роль — Нельсона Рокфеллера. Другие второстепенные роли во «Фриде» согласились сыграть Антонио Бандерас (Давид Альфаро Сикейрос) и Эшли Джадд (Тина Модотти). Хайек вспоминает: «До сих пор не знаю, как мне удалось убедить Джеффри Раша, которого я тогда едва знала». Раш сыграл в киноленте роль Льва Троцкого.

Кроме того, Сальме Хайек удалось найти для «Фриды» дополнительных инвесторов и привлечь к проекту режиссера Джули Теймор, которая описывала свою встречу с актрисой как «настоящее обольщение»: «Мы сидели на моем диване, и в течение двух часов Сальма страстно описывала блистательность Фриды, ее непристойность, ее сквернословие, ее пьянство и курение, ее бисексуальность». В конце встречи Теймор просто не смогла отказаться от того, чтобы занять режиссерское кресло.

Джули Теймор и Сальма Хайек на съемках «Фриды»

Первой задачей Джули Теймор было собрать для съемок первоклассную мексиканскую команду: «Я всегда считала, что очень важно привлекать к работе сотрудников, принадлежащих к той культуре, которую вы пытаетесь представить». Первым в ее списке стал оператор Родриго Прието, который в середине 1990-х уже работал над фильмом о Фриде Кало, так и не увидевшим свет.

Еще одной важной задачей, которую ставили перед собой режиссер и оператор, было показать настоящие мексиканские цвета середины прошлого века, всю их богатую палитру. Проблема заключалась в том, что родной город Фриды Мехико сейчас окутан смогом, поэтому многие сцены пришлось снимать в более отдаленных городах — Пуэбла и Сан-Луис-Потоси, где кинематографистам удалось найти нужное «качество света».

Кадр со съемок «Фриды»: сцена перед аварией

Сочетание разных архитектурных стилей в мексиканских городах помогло решить еще одну проблему: ограниченный бюджет фильма не позволял организовать съемки необходимых сцен в Париже и Нью-Йорке. Теймор говорит: «Мы решили продемонстрировать эти места через дизайн. Использовали ар-нуво, чтобы показать Париж, и ар-деко — чтобы показать Нью-Йорк».

Кадр из фильма «Фрида»: художница в Париже

Тем не менее, съемочной группе удалось получить разрешение на работу в ряде мест, имеющих важное значение для истории Фриды Кало. Например, в здании Министерства образования, стены которого украшают фрески Диего Риверы, и в студии San Angel — доме Фриды и Диего, состоящем из двух зданий, которые соединены мостом. Но самой впечатляющей во всех смыслах оказалась поездка в Теотиуакан — город пирамид, который Кало, Ривера и Лев Троцкий посетили вскоре после прибытия беглеца в Мексику.

В фильме Фрида и Троцкий вместе поднимаются на вершину пирамиды и разговаривают, сидя на плато. Родриго Прието вспоминает: «Получение разрешения на съемку стало сущим кошмаром. Нам выделили только один день и не позволили использовать большую часть техники, чтобы не испортить чей-нибудь эстетический опыт. Сцена диалога по моему замыслу должна была сниматься около полудня, и мне нужно было придумать способ управлять освещением, чтобы оно соответствовало утреннему свету на общих планах». В итоге во время съемки диалога Сальмы Хайек и Джеффри Раша оператору пришлось устанавливать камеру на мешок с песком и деревянный ящик, потому что использовать штатив тоже не разрешалось.

Кадр из фильма «Фрида»: Кало и Троцкий на вершине пирамиды в Теотиуакане

«Фрида» была снята в течение 11 недель весной 2001 года. Джули Теймор вспоминает: «В фильме было около 200 сцен, так что график был просто невероятным. Но Родриго великолепен, он исключительно быстр. И мы смогли уложиться в график, при этом не жертвуя художественностью».

Живые картины

В фильме «Фрида» буквально воссозданы несколько знаковых картин художницы. Этого удалось достичь благодаря сочетанию искусной съемки и цифровых эффектов. Джули Теймор говорит: «Я считаю, что невозможно в полной мере понять и раскрыть то, как именно творит художник. Но картины Фриды очень автобиографичны. Читая книгу Эрреры, я действительно могла понять, как в ее жизни появлялись картины, и это очень отличает ее от абстракционистов, таких, как Поллок или Пикассо. Как и многие люди, я находила ее картины пугающими, жуткими и красноречивыми, но как режиссера они привлекли меня своим повествовательным содержанием. Я подумала, что фотографии и визуальные эффекты, которые позволили бы этим историям разворачиваться перед вашими глазами, стали бы отличным дополнением к тому, что в противном случае было бы обычным байопиком».

Кадр из фильма «Фрида»: реальная художница и ее живописная копия. «Автопортрет с обрезанными волосами» как будто заключен в раму дверного проема

К работе над фильмом Теймор и Прието привлекли известных художников по визуальным эффектам из компании Amoeba Proteus, которые работали над многими голливудскими проектами. В фильме «Фрида» их основной задачей стала анимация картин художницы и визуальные эффекты для изображения ее путешествий по Америке и Европе. Прието вспоминает: «Мы бесконечно обсуждали, как достичь того или иного эффекта, а Джули была очень восприимчива к идеям. Прекрасно то, что она в первую очередь театральный режиссер, не погруженный в кинопроизводство, и поэтому она может воображать, а не думать: „Что мы можем сделать в рамках ограничений фильма?“ Джули говорила: „Это то, что я хотела бы сделать“, и, зная инструменты, доступные нам, я мог вносить идеи и предлагать вещи, которые улучшили бы ее идею. Мне было очень интересно участвовать на этом уровне и помогать создавать визуальные концепции».

Для фильма Прието требовалось воссоздать несколько знаковых картин Кало — в частности, «Две Фриды», «Автопортрет с обрезанными волосами» и «Сломанная колонна». Для того, чтобы снять эти кадры, Сальму Хайек ставили в соответствующие позы и наносили грим, который создавал эффект «нарисованного» лица. На протяжении всего фильма живое действие периодически замирает, превращаясь в статичное изображение картины, или же наоборот картины в какой-то момент «оживают». Добиться этого эффекта было не так просто. «На картинах Фриды не видно теней, и освещение на них довольно плоское, — говорит Прието. — Мне хотелось придать им немного глубины, но они все равно должны были выглядеть плоскими. Декорации для воссоздания картин были построены в принудительной перспективе, с наклонными полами. Потому что на картинах Фриды перспектива почти отсутствует».

Кстати

Одно из поразительных видений Фриды было создано с помощью кукольной анимации. Этот момент в фильме следует сразу за аварией автобуса: пребывая без сознания, Кало видит врачей в образах мультяшных скелетов, которые перебирают ее внутренности и озвучивают длинный список ее повреждений. К работе над этой сценой привлекли американских режиссеров-аниматоров братьев Куай (Quay Brothers). Джули Теймор говорит: «До этого я не была с ними знакома, но мне очень нравились их работы. Я просто дала им сценарий, сказала, что это будет кошмар с участием скелетов в стиле мексиканского Дня мертвых, и подчеркнула, что хотела бы сделать эту сцену абстрактной, комичной, но немного пугающей».

То, что осталось за кадром

В декабре 2017 года в The New York Times вышла колонка Сальмы Хайек, где она наконец смогла рассказать о невидимой войне, которую ей пришлось вести на протяжении всех съемок «Фриды», чтобы проект ее мечты все-таки увидел свет. А ее соперником в этой борьбе был один из самых могущественных людей в Голливуде — Харви Вайнштейн. Актриса рассказала, как раз за разом говорила «нет» в ответ на непристойные предложения продюсера: отказывалась впускать его в свой гостиничный номер посреди ночи, заниматься с ним сексом, принимать с ним душ и раздеваться перед ним. «С каждым отказом Харви приходил в ярость. Не думаю, что он ненавидел что-либо так же сильно, как слово „нет“».

После этого Вайнштейн попытался сделать все возможное, чтобы фильм «Фрида» не вышел на экраны. Он угрожал заменить Хайек другой актрисой, выставлял почти невыполнимые условия и угрожал. И в конце концов поставил последнее условие: фильм будет доснят и выпущен на экраны только если в нем будет эротическая сцена с участием полностью обнаженной Сальмы Хайек и другой женщины. «На этот раз мне было понятно, что он не позволит мне завершить работу над фильмом, если не исполнится его фантазия, так или иначе. Мне пришлось согласиться. Я вложила в этот фильм столько лет своей жизни. Мы снимали уже около пяти недель, я убедила участвовать так много талантливых людей. Как я могла допустить, чтобы их великолепная работа пропала даром?»

И даже после того, как сцена была снята, Вайнштейн не остановился. Он пытался не допустить «Фриду» в кинотеатры, ограничив лишь видеопрокатом. Однако фильм все же вышел на большие экраны в октябре 2002 года. Сальме Хайек потребовалось еще 15 лет, чтобы перестать бояться и рассказать свою историю.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится