Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. Врубель и раньше обращался к этой тематике, иллюстрируя произведение Лермонтова Демон. После написания последней картины, у художника ухудшается физическое, а также психическое состояние. Картину «Демон поверженный», которая уже висела на выставке, он все пытался улучшить, дописывая ее на глазах у изумленных посетителей. Появилась легенда о том, что мастер, работая над полотном, продал душу дьяволу. Но сам автор разграничивал понятия «черт», «дьявол» и «демон». В отличие от черта и дьявола темных сил, демон для него обозначал и символизировал человеческую душу, опутанную страстями и грехами, страхами и надеждами. Врубель все не мог передать того, что творилось в его душе — все рисовал и перерисовывал полотно, пока не лег в больницу и вскоре умер.
Также мистической силой обладает картина Эдварда Мунка «Крик» (созданная в промежутке между 1893 и 1910 гг.). На ней изображено бесполое страдающее существо, застывшее в немом, душераздирающим крике. Мы знаем массу пародий на каноническое полотно, и привыкли поглядывать на него снисходительно. И, конечно, вокруг этого полотна расползаются различные слухи и легенды - такова сила «Крика»! Множество людей, которые приняли его близко к сердцу и как бы взаимодействовали с картиной, впоследствии заболевали, в их семьях случалось несчастье. Так, один из служащих музея случайно уронил полотно, после чего у него начались страшные головные боли, вследствие чего он покончил с собой. Другой сотрудник, который тоже не удержал картины, через неделю попал в автокатастрофу. Посетители, которые дотрагивались до полотна, рассказывали свои страшные и печальные истории…
Любое произведение изобразительного искусства является неким отпечатком оригинала, будь то воссоздание определенного пейзажа, человека или же собственной мысли, эмоции. Особенной энергетикой обладают портреты, которые отражают не только видение и мировосприятие художника, но и внутренний мир натурщика. Мотив «рокового портрета» прослеживается в известном произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». По роману, картина пагубно повлияла на самого автора, на натурщика и на людей, которые имели отношение к портрету. И это не только художественный вымысел: существуют различные примеры, подтверждающие мысль о роли тех или иных полотен в судьбах изображенных на них людей.
Картины известного русского художника Ильи Репина приобрели мистическую славу ещё во время их написания. Большинство натурщиков, которые позировали мастеру, вскоре умирали. Среди них были как известные и высокопоставленные люди (Мусоргский, Писемский, Пирогов, Тютчев, Столыпин и другие), так и простой люд. Одна из самых жестоких и натуралистических картин художника — «Иван Грозный убивает своего сына» (1893−1895 гг.), — изображала убийство настолько реалистично, что при созерцании картины людям становилось дурно, а иконописец Абрам Балашов порезал полотно ножом, а вскоре скончался.
Образ царя был написан с художника-поэта Григория Мясоедова, который в гневе чуть не убил собственного сына, а прототипом царевича стал литератор Всеволод Гаршин, который со временем сошел с ума и покончил с собой, упав с лестницы. Гаршин разбил голову именно в том месте, где зияла рана у царевича на полотне. Можно назвать эти события совпадениями, но после них было множество других натурщиков, с подобными историями и несчастливыми финалам.
Так, в 1903 году была написана картина «Торжественное заседание Государственного совета», а через несколько лет началась революция, в которой пострадали все чиновники, изображённые на полотне. Одни лишились постов и статусов, другие - жизни. Что, впрочем, неудивительно.
Печальные истории происходили с портретами прекрасных дам, написанные классиками мировой живописи. Многие из них умирали или серьезно заболевали сразу после позирования художнику, некоторые — чуть позже. Блистательная картина Карла Брюллова «Всадница» (1832 г.) предрекла судьбу изображенной юной наездницы Джованни. Лицо отрешенное, не выражает никаких эмоций, девушка спокойна и задумчива, вроде и не замечает, как норовистый вороной скакун, разгоряченный и испуганный, поднимается на дыбы! Под копытами лает и раздражает коня маленькая собачонка, а из-за перил выглядывает восхищенная маленькая Амацилия и с восторгом взирает на свою подругу. Через некоторое время Джованни насмерть затоптал конь. Неизвестно, — то ли картина художника предупреждала, то ли пагубно повлияла на судьбу юной красавицы.
Трагическая судьба не миновала жену и дочь великого художника Рубенса Изабеллы Брант и Клары. После их смерти остались знаменитые полотна «Автопортрет с Изабеллой Брант», 1609 г., «Портрет Изабеллы Брант» (1610 г.), «Дочь Клара» (1618 г.), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1623−1626 гг.). Рубенс тяжело перенес потерю и долго оплакивал своих любимых. Прошло много лет, прежде чем он женился второй раз на шестнадцатилетней девушке, но вместе они прожили недолго маэстро умер.
Великий живописец Рембрандт написал множество женских портретов, среди них почетное место занимают портреты его двух любимых женщин. Первая жена художника Саския ван Эйленбюрх, — умерла в возрасте 29 лет, но продолжала радовать глаз своей красотой с портретов «Смеющаяся Саския» (1633 г.), «Саския в красной шляпе» (1633/1634 г.), «Саския в образе Флоры» (1634 г.), «Флора» (1641 г.). Вторая жена Хендрике Стоффельс, — также рано ушла из жизни, но Рембрандт запечатлел её на своих полотнах «Купающаяся женщина» (1654), «Вирсавия» (1654 г.), «Флора» (1654 г.), «Хендрикье Стоффелс у окна» (1655 г.), «Хендрикье Стоффелс в бархатном берете» (1655 г.).
Та же участь постигла прекраснейших натурщиц известных художников, таких как Жанна Эбютерн — неофициальная жена Модильяни, Мария Лопухина, позировавшая Владимиру Боровиковскому, муза Валентина Серова и многие другие. Впрочем, времена были суровые, а творческая атмосфера будней творцов — увы, далека от романтики.
Существует мнение, что в процессе работы над полотном, художник забирает всю энергетику модели и переносит ее на картину тем самым оживляя портрет. Также есть и другие причины-предположения. Например, выставляя картину на всеобщее обозрение, многочисленные толпы посетителей взирают на изображенную девушку, и многие завидуют ее красоте, другие - мастерству художника. Как говорил писатель Гастон Де Левис: «Зависть накидывается на самые высокие достоинства и щадит одну только посредственность». Чем прекраснее натура на полотне и чем лучше удалось изобразить ее автору - тем больше восхищенно-завистливых взглядов и недобрых пожеланий.
Свою особую историю имеет картина Василия Пукарева «Неравный брак» (1862 г.), на которой изображено венчание прехорошенькой девушки с неприятным стариком. Мягкий свет падает на юное создание, отгораживая ее от других людей, которые были свидетелями неравного брака с нелюбимым, и находились в тени. Когда Третьяков купил полотно и выставил на всеобщее обозрение, появились различные легенды. Говорили, что у молодых невест, которые смотрели на картину, потом не выходили замуж, или же их брак был несчастливым. Также ходили толки, что художник изобразил на картине собственное горе — его возлюбленную выдали замуж, а самого себя он написал в правом углу картины: молодой человек скорбно наблюдает за происходящим. Пукирев позже много раз переписывал картину, делал ее копии, а потом спился и умер в бедности.Печальная история случилась с картиной «Поклонение волхвов» (1564 г.) Питера Брейгеля-старшего. Деву Марию художник писал со своей сестры, которая была бесплодной. Возможно, она передала свою энергетику полотну, и у владельцев великолепной картины по много лет не было детей.
Картины, которые играют роковую роль в судьбах людей, появляются и в наши дни. Художник Билл Стоунхэм в 1972 г. написал картину «Руки сопротивляются ему», на которой изобразил мальчика с девочкой на фоне черной стеклянной двери. Прототипом картины стала старая детская фотография самого художника, где он стоит со своей сестрой. Автор полотна попытался передать те чувства и ощущения, которые заполняли его детскую душу. Мальчик боялся мира и людей, которые скрывались за закрытой дверью детской, и единственным другом была эта кукла, пустая, с дырками вместо глаз, но такая родная, — она была на его стороне баррикады! Дверь символически обозначает грань между миром детства и взрослыми, между реальностью и сном, между земной жизнью и потусторонней.
Во время экспозиции картины многие посетители говорили, что им нехорошо, плакали, устраивали истерику, а некоторые теряли сознание. Далее картину покупали несколько раз и вскоре после приобретения полотна ее владелец умирал. По последним сведениям, картина находится у Кима Смитта, который убрал ее из своей постоянной выставки и спрятал, так как получил множество жалоб и требований уничтожить полотно, в которое якобы вселился дьявол.
Вообще, истории заставляют задуматься об особенностях нашего восприятия и мистике картин: существуют совершенно жуткие полотна (присмотритесь хотя бы к Босху или картинам Фукса, Дали), которые никаких реальных последствий не вызывают. И художники продолжали в том же духе, и в галереях пол не рушится, и посетители здоровы. Так значит, порой «в этом что-то есть» от нас самих?