Вы думаете, эти две прелестницы обсуждают свои наряды и прически, делая друг другу милые комплименты, — вовсе нет! Очаровательные девушки-ангелы говорят о картинах Боттиччели! Похожие на волшебных эльфов, они появились из страны чудес Джеймса Кристенсена — современного и очень известного американского сказочника.
Неуемная фантазия Кристенсена создала целый мир сказочных персонажей: эльфы и карлики-горбуны, принцессы и чудовища, русалки и гномы, летающие рыбы! Тысяча мелких деталей загадочных героев заставляют часами разглядывать его картины. И если сказочные персонажи Кристенсена интригуют, уносят в детство, то его ангелы воплощают вечные ценности и дарят Веру, Надежду и Любовь.
«Я всегда предпочитаю рисовать ангелов в образе прекрасных девушек. Я убежден, что именно женская сторона человеческой природы связана с такими ангельскими качествами, как мир, покой, поддержка, поощрение, ободрение, и способна на безусловную любовь, ту, которую мы получаем от наших мам».
Джеймс Кристенсен
Кристенсен написал картину «Ангелы моего городка» под впечатлением от средневековой архитектуры итальянского города Умбрия.
«Этой картиной я хотел выразить благодарность за ощущение того, что мы не одиноки. Мы должны помнить, что ангелы действительно присматривают за нами. Даже если вы живете в Нью-Йорке, у вас есть свой городок. Я знаю всех одиноких людей в моем квартале. Мы помогаем друг другу, и мы — ангелы друг для друга. Мы ангелы своего города».
Если мы наслаждаемся ангелами Кристенсена, лишь созерцая их прекрасные образы, то ангелов Майкла Паркеса нужно разгадывать, чтобы понять. Ответы надо искать в древних мифах, легендах, восточной философии и дохристианских верованиях. Майкл Паркес много путешествовал прежде, чем стать, как он мечтал, осознанным художником. В поисках мудрости он отправился в Европу, затем Индию, Непал и Пакистан. В Индии он изучал философию и эзотерику Востока и Запада, и свои знания воплотил в загадочных картинах.
«Для человечества действует вечный закон — очищение своей кармы на протяжении своей жизни. И все же, Ангел, который останавливает время, в любой момент может подарить нам свободу. Свободу не от смерти, потому что смерть — это часть в цепи времени, но свободу от нас самих. У большинства из нас есть по крайней мере один момент в жизни, когда время может остановиться и все будет видно с предельной ясностью». Майкл Паркес
Диана, богиня охоты, — воплощение женской силы, благородства и красоты. Ее легенда, по мнению Паркеса, старше древнегреческих мифов и ведических писаний. На что она охотится в его картине? Диана — сама энергия звезд и ее «добыча» — темнота ночи.
Во всех картинах Паркеса идет вечная борьба добра и зла, даже если не всегда это заметно. Восточная и Западная мудрость гласит о победе красоты и гармонии, как и во всех крылатых женских образах Паркеса.
Паркес — художник и скульптор жанра магического реализма, и его картины с чувственными ангелами — это мир, где нет ни настоящего, ни будущего, а существует лишь вечный круг жизни: рождение, смерть и опять возрождение .
Картина «Ангел-хранитель» английского символиста Джорджа Уоттса — результат его увлечений астрологией, спиритизмом, изучением тайн Вселенной и дружбы с астрологом сэром Джоном Гершелем. Несколько лет спустя после написания картины, автор в каталоге к выставке назовет свою картину «Всепроникающий Дух Вселенной».
По воспоминаниям его жены, замысел и сама идея картины возникла у художника, когда он наблюдал за игрой света на стекле-капельке роскошной люстры в его студии на Мальте. Появление хрустального шара со следами света от падающих звезд — начало создания картины. Всепроникающий взгляд Духа дает ему силу пророчества, знание будущего и открывает секреты Вселенной.
Джорджа Уоттса современники называли «Викторианским Микеланджело», а его искусство говорил художник, будет понятно ценителям-интеллектуалам.
Луи Жанмо был не только французским художником, но и поэтом. Он написал «Поэму души» и 40 лет готовил к ней живописные картины-иллюстрации. Художник вырос в католической семье, в юности его любимый брат и сестра друг за другом ушли из жизни. Их смерть потрясла юного Луи, и в его картинах к своей поэме он изображает путешествие души на земле и на небе. Его картины — сочетание романтизма и символизма, а в его стиле находят параллели с искусством назарейцев и прерафаэлитов.
Французский символист Гюстав Моро преклонялся перед античным искусством, для своих работ выбирал библейские и мифологические сюжеты. В картине «Гесиод и муза» — дань преклонения перед греческой культурой. Моро изображает первого греческого поэта Гесиода, который исполнял эпические песни — рапсоды. По легенде, когда Гесиод был юношей-пастухом, к нему явились нимфы и вдохнули в него дар сочинять божественные песни. Они вручили ему жезл из лавра — знак отличия рапсода. У Моро поэт увенчан лавровым венком, а сопутствует ему прекрасная муза-ангел.
Английский художник-прерафаэлит Эдвард Берн-Джонс в молодости хотел стать священником — он изучал теологию в Эксетер-колледже. И в дальнейшем тема вечной борьбы между грехом и спасением у него воплотилась в образах ангелов.
Берн-Джонс вдохновлялся христианскими легендами. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»
А теперь — слово даме. Эвелин де Морган (Evelyn De Morgan, 1855 — 1919) — английская художница, последовательница прерафаэлитов, что неудивительно: ведь она — еще и… племянница известного художника — прерафаэлита Джона Спенсера Стэнхоупа (John Roddam Spencer Stanhope)! Девушка была самой юной студенткой Школы изящных искусств Слэйда (Slade School of Fine Art), прежде чем отправилась к дяде в Рим… Поучившись, вернулась в Лондон, и создавала прекрасные работы.
Собственно, на полотне «Торжество Авроры» сама героиня — римская богиня рассвета, — возлежит, увенчанная розами. Эту дивную картину приобрел Мертон Рассел-Котс, сын известного коллекционера (собрание нынче — музейное) в 1922 году, думая, что полотно написал… Эдвард Берн-Джонс! Продавец «подписал» картину инициалами более именитого мастера, чтобы продать подороже. Вот уж совсем не ангельское поведение!
Шелест крыльев так и слышится при взгляде на серии гравюр Гюстава Доре: «народный художник», к ак его надывал Винсент Ван Гог, иллюстрировал и Библию, и множество мистических книг, где героям являлись ангелы. Например, в истории Самуэля Колдриджа «Поэма о старом моряке» (1875). Старый моряк рассказывает о своих приключениях: корабль попал в шторм, который унес его аж в Антарктиду, но тут появился добрый вестник — альбатрос! Он выводит корабль из льдов, но моряк неизвестно почему убивает птицу из арбалета. А это влечет за собой смертельное проклятие… Будет и спасение, раз уж Ангелы показались в небесах!
Продолжаем мистические приключения. В 1904 году Михаил Врубель пишет «Шестикрылого Серафима» по мотивам стихотворения Пушкина «Пророк».
"Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он".
В это время происходит переломный момент в исканиях Врубеля. Он уже находится в психиатрической лечебнице и отходит от образа демона, так долго терзавшего художника, и отнявшего у него все душевные и физические силы. Теперь Врубель пишет Серафима — ангела, наиболее приближенного к Божьему престолу, который может принести просветление.
Раз уж мы затронули серьезные темы в нашем «ангельском» исследовании, вспомни и о полотне Питера Брейгеля Старшего «Падение мятежных ангелов»: абсолютный шедевр иллюстрирует битву ангелов и Апокалипсис. Королевский музей изящных искусств Бельгии лет пять назадвыпусткал исследование, посвященное эпохальной работе.
Скажем лишь, что «гибриды» ангелов и монстров были созданы не просто так, а тщательно составленны в строгом соблюдении «натуралии» (природные конструкты) и «артификалии» (вещи, сделанные человеком). Из-за этого картина создаёт впечатление ошеломляющей кунсткамеры. Но Ангелы, истинные Ангелы — прекрасны!
И все же для нас образ Ангела для нас прежде всего символизирует торжество Света. Сказочно прекрасны они у Васнецова! Виктор Васнецов 11 лет работал в Киеве над росписями Владимирского собора и создал 15 фресок. Его эскизы приобрел Павел Третьяков и сегодня они хранятся в Третьяковской галерее. Одна из самых монументальных подготовительных работ — триптих о торжестве ангелов «Радость праведных о Господе», выполненный для барабана купола. В 1896 Васнецов завершил росписи во Владимирском соборе.
Современная грузинская художница Нино Чакветадзе живет в мире детской фантазии и верит, что на рождественские праздники ангелы спускаются с небес.
Фантазия художников выходит за пределы традиционного взгляда на крылатых духов — видимо, сами музы-ангелы покровительствуют им и вдохновляют на новые поиски.
И какие бы образы они не принимали у художников, все мы свято верим в христианские традиции — небесные создания посылаются на землю принести Любовь, Надежду и Милосердие.
Ну, а если кому-то многовато сладкого — вот вам шедевральный ангелочек с фирменной подписью «AD» — Альбрехт Дюрер. Это эскиз, так что этому малышу простительно выглядеть, скорее, не расстроенным, а слегка сердитым.
Конечно, мы не можем облететь даже мысленно всех ангелов, которых изображали художники. Что ж, запаситесь ангельским терпением, и осваивайте галереи художников на нашем сайте, читая новости и публикации о картинах с крылатыми созданиями. Светлого вам настроения!