Говорим «абсент» — первым делом вспоминаем Ван Гога. Лик «зеленой феи» был настолько любим Винсентом Ван Гогом, что немало искусствоведов полагают, будто именно галлюцинации от абсента стали источником всех оттенков желтого цвета на картинах гения. Можно не соглашаться с этим мнением, однако факт его привязанности к напитку неоспорим.
Учитель Эдуарда Мане, — Кутюр, — когда увидел картину «Любитель абсента», сказал: «Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Это вы утратили нравственность».
Жан Беро — современник импрессионистов, однако, как считается, его картины, скорее, ценны как зарисовки Парижской жизни, и не представляют такой художественной ценности, как эксперименты новаторов того времени. В общем, абсент на картинах Беро встречается действительно часто. Употребляли!
Картина Дега вызвала шквал негативных откликов, современники художника увидели в полотне пошлость и безнравственность. Сейчас картина находится в Музее Д’Орсе в Париже.
Кстати, на полотне изображена профессионалка — простите, это не совсем то, что вы подумали. Художнику позировала актриса кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре, а рядом с ней… Рошфор! Урожденный барон де Рошфор — еще одно имя Марселена Дебутена, известного художника, друга Мане и Дега, который, разорившись, зарабатывал портретами посетителей кафе. Еще одна интересная деталь: перед Дебутеном на столе — «мазагран», предтеча кока-колы: кофейный «антиалкогольный» коктейль (холодный кофе, пару капель коньяку, вода).
Даже не знаем, как подать тот факт, что единственное всемирно известное полотно чешского художника, иллюстратора Виктора Оливы (1861 — 1928) посвящено абсенту! И, оказывается, у зеленого змия есть и дамское воплощение! В общем, будете в Праге — наведайтесь в кафе «Славия», проверьте, на месте ли картина. Кстати, а что вы там заказывать будете?
Альберт Меньян (Albert Maignan, 1845 — 1908) в большинстве источниках значится как «исторический иллюстратор», так что его картины, можно сказать, исторически обоснованы. «Угадай, кто?» — кокетничает зеленая муза…
У Паболо Пикассо — несколько полотен, посвященных абсенту. Пара «Любительниц абсента», одна из которых (см. ниже) была некогда куплена знаменитым русским коллекционером Щукиным и досталась Эрмитажу, а также вашему вниманию и «мужской вариант».
В 1911 художник изобразил в зеленоватых красках довольно-таки кубический и хаотический «Бокал абсента» — нечто вроде описания производимого напитком эффекта. А когда в 1912 году Пикассо писал свою картину «Bottle of Pernod and Glass» (Бутылка Перно и стакан), абсент уже был почти повсеместно запрещён. Ну, а Пикассо просто показывал искусственный, урбанистический мир во всех его гранях реальности.
Вообще, любители абсента — эта целая серия в искусстве. Балансирование между сумасшествием и гениальностью — это ли не заветная формула вдохновения? Приглянитесь к образам любителей пригубить рюмочку зеленого напитка: после выпитого стакана абсента женщины становятся гораздо желаннее, а мужчины кажутся довольными жизнью. Или же опьяненными ею.
Абсент пили и восхваляли, художники увековечивали его в картинах, критики относились с презрением, а зрители тайно мечтали постигнуть вдохновение «зеленой феи». А пока химики предупреждали (о вреде… красителей, которые, мол, и вызывали галллюцинации), — лирики употребляли. Ясно одно, что богемные отношения абсента и художественного мира навсегда остались завораживающей тайной.