«Анастасия», 1956 год, США, режиссёр Анатоль Литвак
Фильм был снят по мотивам истории Анны Андерсон. Эта женщина на протяжении многих лет утверждала, будто является дочерью русского царя, чудесным образом спасённой от расстрела. Великолепная Инга Бергман столь блестяще сыграла эту роль, что зрителю на самом деле хочется верить в волшебное спасение Анастасии Романовой. Эту картину вряд ли можно назвать исторически достоверной, но внимания зрителя она, несомненно, заслуживает.
«Николай и Александра», 1971 год, Великобритания, режиссёр Франклин Дж. Шаффнер
Британские кинематографисты сняли фильм по книге Роберта К. Мэсси «Николай и Александра: сокровенный взгляд на последних Романовых и падение императорской России». Можно долго спорить об исторической достоверности этой картины, однако поставлена она на самом деле очень хорошо, о чём говорят два «Оскара» из заявленных шести номинаций.
«Агония», 1981 год, СССР, режиссёр Элем Климов
Этот фильм запускался в производство трижды, для его завершения потребовалось целых 15 лет и множество переработок, а на широкие экраны он вышел лишь спустя четыре года после премьеры на Московском кинофестивале. Известный японский режиссёр Акира Куросава аплодировал после этой картины стоя на протяжении пяти минут. Однозначно, «Агония» – это гениальный, реалистичный и зрелищный фильм.
«Романовы. Венценосная семья», 2000 год, Россия, режиссёр Глеб Панфилов
Фильм воссоздаёт события последних полутора лет из жизни царской семьи. Картина получилась очень пронзительной, трогательной и невероятно сильной. Сцену бритья налысо царских дочерей просто невозможно смотреть спокойно. Главным же достоинством фильма можно назвать его историческую достоверность.
«Романовы», сериал, 2013 год, Россия, режиссёр Максим Беспалый
Документально-игровой проект снимался к 400-летию воцарения династии Романовых. Создатели сериала изначально отказались от приглашения на роли известных актёров, чтобы не отвлекать зрителя от исторических фактов. При этом провинциальные актёры, которых приглашали на роли, должны были обязательно обладать внешним сходством со своими героями, так как режиссёр и продюсеры сознательно отказались от использования в съёмках пластического грима.
«Романовы», сериал, 2018 год, США, режиссёр Мэттью Уайнер
В отличие от проекта российских кинематографистов, в компании Amazon не смогли удержаться от стереотипов, связанных с «русскими традициями» вроде биться посуды и произнесения однотипных тостов. Создатели попытались рассказать историю разбросанных по миру людей, считающих себя потомками Романовых. В целом, этот проект заслуживает внимания хотя бы потому, что он не похож ни на один другой фильм о наследниках российских императоров.
«Последние цари», сериал, 2019 год, США, режиссёры Адриан МакДауэлл и Гарет Танли
Не смогли остаться в стороне от попыток рассказать свою версию истории Романовых в Netflix. К сожалению, зрителю сложно поверить создателям этого шестисерийного проекта из-за большого количества ошибок, допущенных во время съёмок: Мавзолей на Красной площади в 1905 году или раздача консервов на Ходынском поле во время коронации Николая II. Впрочем, российские зрители сделали из этого якобы документального проекта с элементами реконструкции своеобразное развлечение, заключающееся в соревновании на поиск большего количества исторических ошибок и неточностей.
***
Есть в сериале «Последние цари» и кадры, посвященные драматическим событиям на Ходынском поле. Только вот в царских подарках там почему-то оказались консервы. Стоит вспомнить, что день коронации последнего императора вошёл в историю Государства Российского не только восшествием на престол нового царя, но ещё и как день одного из самых страшных событий, когда в давке на народном гулянье за несколько часов погибло больше тысячи человек.