Илья Олейников
Илья Клявер появился в бедной еврейской семье в Кишинёве. В небольшом двухкомнатном домике жили фактически три семьи. Всем приходилось очень непросто. Взрослые работали с утра и до глубокой ночи, дети не только следили за хозяйством, но ещё стремились помочь родителям, принося в дом хоть небольшие деньги.
Возможно, именно поэтому особого рвения к наукам Илья не проявлял. Но при этом мальчик умел играть на аккордеоне, уморительно пародировал актёров и мог вдохновенно читать стихотворения. Во время семейных праздников Илье доводилось демонстрировать гостям все свои таланты, за что они одобрительно трепали мальца по щеке. Правда, после такого «одобрения» Илья неделю мог ходить с посиневшей и отёкшей щекой.
После окончания школы, по признанию самого Ильи, у него был только один путь: в артисты. Перед поступлением юноше довелось поработать в Кишинёвском народном театре, потом в кукольном театре, что дало ему возможность подготовиться к поступлению в цирковое училище. Уже в студенческие годы актёр стал выходить на сцену с юмористическими миниатюрами и монологами.
Отслужив в армии, актёр вернулся в Кишинёв, стал сотрудничать с местными коллективами, а на гастролях познакомился с Ириной Олейниковой. После переезда в Ленинград по совету одного коллеги взял фамилию жены в качестве сценического псевдонима. Первый успех и всенародная популярность пришли к актёру в период сотрудничества с Романом Козаковым. После смерти друга и коллеги Илья Олейников выступал сольно, иногда снимался в кино. А потом состоялась та самая судьбоносная встреча со Стояновым.
Юрий Стоянов
Юрий Стоянов был коренным одесситом и с младых лет отличался искрометным чувством юмора. Он мог превратить в шутку практически любой инцидент и не мог дня прожить без розыгрышей. Однажды мама-педагог даже пригрозила выкинуть собственного сына с балкона за озорство. Тогда маленький Юра пообещал: мама ещё будет ним гордиться.
После окончания ГИТИСа Стоянова сразу же приняли в труппу БДТ под руководством Товстоногова. Однако долгие годы его творчество ограничивалось лишь эпизодическими ролями. И всё же Юрий Стоянов верил: его звёздный час ещё придёт. Он пришёл, но уже после встречи с Ильёй Олейниковым.
«Городок» и целая жизнь
До встречи в 1989 году на съёмочной площадке фильма «Анекдоты» актёры были едва знакомы. Здоровались при встрече, могли переброситься парой фраз. Съемки в «Анекдотах» не вдохновляли обоих, однако от работы в то время не могли отказаться оба.
На съёмочной площадке состоялось их сближение. В перерывах между съемками сцен они неизменно оказывались рядом, много общались. А 10 июля 1989 года вдруг выяснилось, что они оба родились в этот день. Поначалу они даже не поверили в такое совпадение и даже проверили паспорта друг друга. Разница в возрасте составляла ровно 10 лет, день в день. Разве это могло быть оставлено без внимания?!
Поначалу они снимали рубрики для отдельных телепередач, потом задумались о создании собственного масштабного проекта. В результате творческих поисков и метаний на свет появился их «Городок».
Илья Олейников был уверен, что их новый проект будет успешен. Юрий Стоянов долго сомневался и категорически отказывался оставлять театр. Правда, когда актёр снова увидел, что ему в очередной постановке отведена бессловесная крохотная роль, решительно написал заявление об увольнении.
Деловое сотрудничество двух актёров очень быстро переросло в настоящую дружбу. Больше 20 лет они неизменно были вместе. Между Стояновым и Олейниковым никогда не возникало конфликтов, связанных с финансами. Илья Олейников сразу сказал: всю прибыль от проекта и их совместных выступлений они всегда будут делить пополам. Каждый актёр стремился реализоваться и в других проектах, однако всегда у них оставался «Городок».
«Ах, как хочется вернуться…»
Когда Илья Олейников решил поставить свой собственный мюзикл, Юрий Стоянов пытался отговорить друга от этой затеи. Но Олейников, увидевший в Америке прославленный «Чикаго» буквально заболел, мечтая создать свою постановку ещё более мощной и масштабной. Илья Львович продал две свои квартиры, вложив деньги в постановку, костюмы и декорации. Он сам играл в «Пророке» главную роль и мечтал о невероятном успехе. Но его не последовало. Неудача очень подкосила Илью Олейникова. На нервной почве у актёра пропал голос, и на озвучивание очередной серии «Городка» пришлось звать Геннадия Богачёва.
Во время обследования выяснилось: у Ильи Львовича онкологическое заболевание лёгкого. Наряду с назначенным лечением врачи просто настаивали на том, чтобы актёр не прекращал сниматься в «Городке». По их мнению, любимое дело должно было благотворно влиять на самочувствие актёра и давать ему душевные силы на борьбу с болезнью.
Юрий Стоянов стремился проводить больше времени рядом с другом, а во время съёмок в кино или гастролей постоянно поддерживал связь с женой и сыном Ильи Олейникова.
В конце октября 2012 года после съемок нового выпуска «Городка» у Ильи Львовича поднялась температура. А 11 ноября 2012 года Юрий Стоянов узнал о смерти своего друга. Решение о закрытии «Городка» было единственно верным: невозможно было и представить кого-то другого на месте Ильи Олейникова.