Школа реки Гудзон (Hudson River School) — объединение художников-пейзажистов, сформировавшееся в США в первой половине XIX века. Ее авторы создавали реалистичные картины, но также отдавали должное романтизму и часто идеализировали действительность. Школа реки Гудзон считается самым значительным явлением в американском искусстве XIX столетия. Ее участники писали прекрасные виды тогда еще дикой североамериканской природы. В первую очередь, долину реки, давшей название этому братству, и горные хребты на территории штата Нью-Йорк. Со временем география расширилась до других регионов и стран.
Школа реки Гудзон объединила несколько десятков пейзажистов, принадлежащих к двум поколениям. Среди наиболее известных живописцев Гудзонской школы:
- Томас Коул (Thomas Cole) — (1801-1848).
- Альберт Бирштадт (Albert Bierstadt) — (1830–1902).
- Альфред Томпсон Бричер (Alfred Thompson Bricher) — (1851-1908).
- Фредерик Эдвин Чёрч (Frederic Edwin Church) — (1826-1900).
- Джон Уильям Касильер (John William Casilear) — (1811-1893).
- Сэмюэл Колмен (Samuel Colman) — (1832-1920).
- Джаспер Фрэнсис Кропси (Jasper Francis Cropsey) — (1823-1900).
- Томас Доути (Thomas Doughty) — (1793-1856).
- Роберт Скотт Данкансон (Robert Scott Duncanson) — (1821-1872).
- Ашер Браун Дюран (Asher Brown Durand) — (1796-1886).
- Сэнфорд Робинсон Гиффорд (Sanford Robinson Gifford) — (1823-1880).
- Джеймс Макдугал Харт (James McDougal Hart) — (1828-1901).
- Уильям Харт (William Hart) — (1823-1894).
- Уильям Стэнли Хезелтайн (William Stanley Haseltine) — (1835-1900).
- Герман Херцог (Hermann Ottomar Herzog) — (1832-1932).
- Мартин Джонсон Хед (Martin Johnson Heade) — (1819-1904).
- Джордж Хецель (George Hetzel) — (1826-1899).
- Джордж Иннесс (George Inness) — (1825-1894).
- Дэвид Джонсон (David Johnson) — (1827-1908).
- Джон Фредерик Кенсетт (John Frederick Kensett) — (1816-1872).
- Гомер Додж Мартин (Homer Dodge Martin) — (1836-1897).
- Джервис Макэнти (Jervis McEntee) — (1818-1891).
- Луи Реми Миньо (Louis Rémy Mignot) — (1831-1870).
- Томас Моран (Thomas Moran) — (1837-1926).
- Артур Партон (Arthur Parton) — (1842-1914).
- Уильям Трост Ричардс (William Trost Richards) — (1833-1905).
- Пол Риттер (Paul Ritter) — (1829-1907).
- Аарон Дрейпер Шаттак (Aaron Draper Shattuck) — (1832-1928).
- Фрэнсис Август Сильва (Francis Augustus Silva) — (1835-1886).
- Уильям Луи Зоннтаг (William L. Sonntag) — (1822-1900).
- Джером Томпсон (Jerome Thompson) — (1814-1886).
- Роберт Уолтер Уир (Robert Walter Weir) — (1803-1889).
- Уортингтон Уитридж (Worthington Whittredge) — (1820-1910).
- Александр Хельвиг Вайент (Alexander Helwig Wyant) — (1836-1892).
- Пол Вебер (Paul Weber) — (1823-1916).
- Уильям Мейсон Браун (William Mason Brown) — (1828-1898).
- Томас Хилл (Thomas Hill) — (1829-1908).
История Школы реки Гудзон
Школа реки Гудзон была основана молодым живописцем Томасом Коулом, который прибыл в Нью-Йорк в 1825 году. Вскоре он совершил путешествие по речной долине и горам Катскилл, чтобы затем представить публике яркие осенние пейзажи. Он привлек внимание других художников, которые устремились к самым живописным и нетронутым человеком местам. Они создавали эффектные и романтизированные картины, вызывающие гордость за красоту родного края. Ашер Браун Дюран стал другом и последователем Коула. Еще один из первых представителей течения — Томас Доути.
Томас Коул умер довольно рано, но основанное им движение продолжало жить — именно во втором поколении художников оно достигло наивысшего расцвета. Самыми знаменитыми и успешными пейзажистами этого периода стали Фредерик Эдвин Чёрч и его главный конкурент Альберт Бирштадт. Молодые живописцы писали картины в стиле люминизма. Некоторые из них стали основателями нью-йоркского Музея Метрополитен.
Лучшие работы Гудзонской школы созданы с середины XIX века до конца 1870-х. В этот период выставки американских пейзажистов вызывали огромный интерес. Но к концу XIX века вкусы публики поменялись: стали цениться естественные и мягкие пейзажи барбизонцев. К тому же красота диких ландшафтов утратила прежнее очарование из-за роста городов. То, что ранее казалось труднодосягаемой мечтой, теперь находилось в шаговой доступности от пригородных районов. Когда Чёрч и Бирштадт умерли в 1900 и 1902 годах, эти события остались незамеченными: их былая слава уже забылась.
Интерес к произведениям школы вернулся после мировых войн, что связывают с ростом патриотических чувств среди населения США. Также величественные пейзажи напоминали о необходимости беречь дикую природу, способствовали развитию экологического движения и созданию национальных парков. За это их ценят и в наше время.
Главные принципы Гудзонской школы
Художников этого объединения вдохновляли ведущие европейские пейзажисты прошлого, особенно Клод Лоррен (Claude Lorrain) и Джон Констебл (John Constable). Один из наиболее важных принципов Гудзонской школы состоял в объединении сильных сторон реализма и романтизма. От первого брали ясность и высокую детализацию, от второго — выразительность и эмоциональность.
Ашер Дюран воспринимал совершенные американские пейзажи как зримое проявление божественного замысла. Авторы стремились вызвать у зрителя позитивное отношение к жизни и считали уместной некоторую идеализацию действительности. Они писали дикие ландшафты или пасторальные сцены, где природа и человек сосуществуют в гармонии. Ценность технического прогресса ставилась под сомнение — вместо него воспевалась девственная чистота озер, лесов и горных склонов.
Самые известные художники Школы реки Гудзон
Среди представителей этого объединения были как самоучки, так и живописцы с профессиональным образованием, полученным в Европе. Они оставили разное по уровню творческое наследие, но лучшие работы имеют несомненно высокую художественную ценность. Среди самых известных художников Школы реки Гудзон можно назвать следующих:
- Томас Коул. Основатель этого направления родился в Англии и переехал в США с родителями в 17-летнем возрасте. Он написал множество выдающихся пейзажей, один из наиболее известных — «Водопад Каатерскилл».
- Ашер Браун Дюран. Этот живописец предпочитал работать с натуры, и его картины отличаются максимальной реалистичностью. Дюран писал, что святость природы нельзя осквернять преднамеренным отходом от истины.
- Альберт Бирштадт. Американский художник с немецкими корнями создавал масштабные горные пейзажи с драматичным освещением. В честь него названы гора и озеро в Колорадо.
- Фредерик Эдвин Чёрч. Ученик Томаса Коула, чье творчество называют кульминацией школы. В нем воплотились и лиризм старших представителей течения, и величественность Бирштадта, и выдающиеся технические навыки. «Ниагара» принесла ему славу главного пейзажиста Америки.
- Джон Фредерик Кенсетт. Автор наполненных светом и воздухом пейзажей, написанных в духе люминизма. Кенсетт многое перенял у Коула, но предпочитал холодную цветовую гамму и более сдержанную композицию.
Женщины во времена Гудзонской школы не могли получать профессиональное художественное образование и выставлять свои работы. И все же к этому течению причисляют несколько женских имен. Наибольшего успеха достигла Джулия Бирс (Julie Beers), которая училась у своих братьев-пейзажистов и выставлялась вместе с ними.