Гуманистические убеждения и обеты молчания: как 500 лет назад европейские священнослужители создали способы общения для глухих
441
просмотров
Люди с тяжелыми поражениями слуха во все времена сталкиваются с маргинализацией. Ранее считалось, что можно освоить язык и успешно на нем общаться только при наличии слуха и, соответственно, слыша произносимое слово. Еще Аристотель утверждал, что все глухие люди одновременно и немы.

В Римской империи также существовал такой закон, согласно которому завещание не могли подписывать глухие от рождения люди. Считалось, что их нельзя научить чтению и письму и они ничего не понимают. Однако с таким предрассудком боролись, как могли. Так, европейские священнослужители создали способы общения для глухих еще 500 лет назад.

Первый язык жестов

Первый язык жестов

В эпоху Возрождения передовые люди начали бороться с несправедливостью по отношению к глухим людям. Был создан примитивный язык жестов, который могли использовать слабослышащие. Автором стал испанский монах Педро Понсе Леон, который жил еще в 16-м веке.

Конечно, идея монаха была не нова. Подобные жесты использовались уже коренными американцами для общения с европейцами во время торговли. А сами монахи пользовались руками для передачи важных сообщений в период обетов молчания.

Коренные американцы использовали жесты рук для общения с другими племенами и для облегчения торговли с европейцами. Бенедиктинские монахи использовали их для передачи сообщений во время своих ежедневных периодов молчания.

Нарушая тишину

Нарушая тишину

Однако Понсе де Леон несколько адаптировал используемые монахами жесты. В монастыре, в котором он жил, руки были неотъемлемой частью общения во время обетов молчания, и практика была довольно успешная. Проанализировав слабые и сильные стороны, Педро создал свой метод, позволяющий глухим людям как общаться между собой, так и передавать сообщения другим людям. В итоге его система стала основой системы жестов, которые используются во всем мире теперь глухонемыми.

Работа продолжается

Работа продолжается

Испанский священник Хаун Пабло Бонет, являющийся также лингвистом, изучил метод Педро и продолжил исследование данного вопроса. Причем он являлся ярым критиком жестоких методов, которые иногда применялись по отношению к глухим людям с целью заставить их заговорить. Так, считалось, что если поместить человека в бочку, где голос вибрирует и гремит, то можно решить проблему. Но к поставленной цели данные варварские методы не приводили.

Хаун в 1620 году выпустил свой первый труд, который сохранился до сих пор. В нем священник рассказывал о методах обучения людей со стойким нарушением слуха. По его мнению, важно научить глухих проговаривать слова постепенно и таким образом строить небольшие фразы. В этом нелегком процессе первоосновой являлся специальный алфавит, где правой рукой необходимо рисовать фигуры, олицетворяющие буквы.

Алфавит схож с современным жестовым. Он был сделан на основе партитуры Аретины - музыкальной нотации, которая придумана Гвидо Аретином. Гвидо также являлся итальянским монахом и свою разработку адресовал певцам, чтобы облегчить им считывание музыки с листа. Таким образом, человек, который не слышит, учится связывать с фонетическим звуком каждую букву. Конечно, система была несовершенна и имела свои недостатки. Особенно сложно было толковать глухим слова, которые означали нематериальные формы или абстрактные термины.

Образование школ для глухих

Образование школ для глухих

В 1755 году был введен комплексный подход при обучении глухих. Его автором стал французский священник Шарль-Мишель де Л'Эпе. На основе метода была открыта даже первая школа для не слышащих детей.

Со всех уголков Франции съезжались учащиеся в школу. Они уже общались дома с родными при помощи различных знаков. Так вот Шарль-Мишель обобщил эти символы, добавил к ним новые и создал словарь. Священник настаивал на том, что жесты должны быть целостными, поэтому система, разработанная им, была сложной. Но можно было даже выразить при помощи рук союзы, предлоги и иные грамматические символы.

Работа продолжается

Язык жестов де Л'Эпе быстро распространялся и становился очень популярным в Европе. У священника появился преемник, аббат Сикард. В 1814 году уже другой священнослужитель по имени Томас Хопкинс отправил своего сына в школу, которой руководил аббат, чтобы тот научился общаться, ведь он был глухой. Но уже спустя три года сам Томас открыл подобную школу у себя на родине - в родном Хартфорде, что в штате Коннектикут. Так же как и в первом случае, учащиеся приезжали со всех уголков страны и привозили свои жесты, привычные им. Таким образом сформировался и американский язык глухонемых.

Заключение

Таким образом, благодаря работе священников и формированию ими особых жестов люди с нарушениями слуха получили возможность нормально общаться и передавать свои мысли посторонним людям.

Конечно, современные правила внесли некоторые изменения в порядок жестов и их использование. Сейчас можно даже передавать определенный акцент, чтобы подчеркнуть принадлежность к определенной расе. Можно, даже будучи глухим, отразить жестами все богатство речи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится