Отголоски язычества и печь, как окно в мир мертвых
В древности считали, что печь представляет собой окно в мир мертвых. Хлебопечение воспринималось как действие, похожее на кремацию. Во время процесса выпекания следовало соблюдать строгие правила, например, нельзя было перешагивать через печную утварь или проходить под лопатой с хлебом. Тот, кто не пек хлеб, вообще не должен был присутствовать при этом, чтобы не ухудшить вкус продукта и не навлечь на дом беду. Возможно, все проще, и все эти ограничения придуманы с простой целью — чтобы хозяйка могла спокойно заняться приготовлением ароматного хлебушка, и никто в это время не мешал ей, не вертелся под ногами, не трогал посуду и так далее.
Суеверия, пришедшие из язычества, существуют и поныне. Люди ценят хлеб, особенно старшее поколение, прошедшее через голод и разруху. Многие старики никогда не выбрасывают даже заплесневевший хлеб, а некоторые беря в руку нож, задумываются — как резать, к себе или же от себя? Или просто ломать буханку руками?
Прежде чем хлеб резать, сто раз подумай
На Руси бывали голодные годы. И даже в этом случае люди строго придерживались правил, связанных с этим продуктом питания. К примеру, свежеиспеченный каравай не рекомендовалось разрезать после того, как зашло солнце. Скорее всего, тут как раз прямая связь с почитанием небесного светила. Если же речь шла про день, то резать буханку, находясь за спиной у другого человека запрещалось. В ином случае тот мог поплатиться за это нарушение жизненными силами и даже умереть.
Также человек мог обессилеть или серьезно заболеть, если кто-то доел за ним кусок хлеба. Строго, очень строго. Но если подумать, под каждый запрет можно подвести логическую базу. Не есть ночью — правильно, утром надо чем-то завтракать. Не лопать хлеб за спиной у человека — чтобы он не завидовал, может, у него вообще хлеба нет. А от зависти, как известно, и болезни появиться могут.
«Умытый» каравай, который предназначался покойникам
Когда хозяйка доставала из печи первый каравай, есть его было категорически запрещено. Эта порция предназначалась исключительно для усопших предков, для кормления их душ. Говорили, что они слетаются в избу, почуяв невероятно вкусный аромат свежей выпечки. Первый каравай следовало тщательно «умыть» водой — это давало еще больше пару. После этого хлеб ломали (не резали) и выкладывали на подоконник или же оставляли у слухового окна. Пар должен был свободно выходить наружу, чтобы покойники лучше почувствовали его и поскорее прилетели. Иногда первый каравай несли на кладбище, чтобы положить на могилы близких. Покойников «кормили» не только хлебушком, но и блинами. Первый блин следовало отложить для усопших.
Если каравай забывали в печи, не рекомендовалось употреблять его в пищу. Говорили, что в этом случае нарушитель и сам потеряет память. Исключение делалось в тех случаях, когда хотелось побыстрее забыть какое-то печальное событие, например, смерть близкого человека. Славяне говорили, что если кто-то дорогой сердцу умер, и никак не выходит из головы, то есть «забыцца не може», то надо поесть хлеба, оставленного в печке.
Как хлеб от болезней лечил
По утверждениям историков, славяне нередко проводили гадания с хлебом, а также лечили с его помощью. Мякоть должна была притянуть болезнь, а человек — выздороветь. Был, к примеру, обычай лечения расплавленным воском. Следовало накрыть кувшин плоским хлебом (или блином), сделать в этой импровизированной крышке дырочку и через нее вылить воск. В зависимости от формы, которую примет воск, колуном делался вывод о болезни или же сглазе. Дальше все зависело только от умения и фантазии знахаря.
Если заболевал ребенок, использовали ритуал обмывания наговоренной водой, которую потом аккуратно выливали в емкость. Туда же укладывали буханку хлеба, чтобы она впитала хворь, мучившую малыша. После гаданий и лечебных манипуляций хлеб не употребляли в пищу. Его следовало скормить диким птицам, для чего размокшую массу несли в лес, чтобы пернатые могли поживиться и «склевать» болезни и напасти.
Есть упоминания об обычае германских племен сжигать последнюю буханку хлеба в голодный год, молясь при этом богам плодородия. Не исключено что такие ритуалы проводились и в старой Руси.
Суеверия, которые остались до сих пор и причем тут голова Иоанна Крестителя
Ограничения, которые были связаны с хлебом, стали постепенно исчезать после прихода христианства. Однако некоторые из них бытовали в среде крестьян. Суеверия порой поражали своей оригинальностью.
Например, особой затейливостью отличались «хлебные» запреты старообрядцев Зауралья: резать хлеб было строго-настрого запрещено, потому что это означало «резать Христа». Ломать буханку руками было можно. Но дальше еще сложнее. Укладывать каравай на посуду круглой формы запрещалось. Причина: на подобном блюде находилась отрезанная голова Иоанна Крестителя. Когда, наконец, приступали к трапезе, не разрешалось макать кусок хлебушка в соль. И тут причина была оригинальная: именно так поступил Христос во время Тайной Вечери. Он взял кусочек хлеба, макнул его в соль и передал Иуде. Значит, когда кто-то хочет повторить эти действия, он этим предает Христа.
Хлеб, как говорится в русской пословице, всему голова. Ну а русское гостеприимство тоже имело свои обычаи, например звать болтунов.