О нем можно сказать, что он родился в нужное время и в нужном месте. Будущий живописец, архитектор и писатель с ранних лет был окружен прекрасным, а первый учитель живописи у него появился уже в 11 лет: в качестве наставника Лука Синьорелли, двоюродный брат Джорджо, посоветовал пригласить французского художника, мастера витража Гильома де Марсилья, который в то время расписывал церковь в Ареццо.
Вскоре Вазари покинул родной город и уехал учиться во Флоренцию, центр искусств того времени. Его учителем стал Андреа дель Сарто, но, пожалуй, на стиль его письма большее влияние оказал величайший мастер эпохи Возрождения Микеланджело, с которым юноше посчастливилось познакомиться. Но, к сожалению, обстоятельства сложились так, что во Флоренции Джорджо прожил недолго: ему пришлось вернуться в Ареццо, a после смерти отца надо было содержать большую семью.
В Ареццо он выполнил несколько небольших заказов, и тут судьба вновь преподнесла ему подарок – молодой человек познакомился с известным итальянским живописцем Россо Фьорентино, советы которого оказались весьма полезными для начинающего художника. Впоследствии Россо стал первым, о ком Вазари написал в своей знаменитой книге «Жизнеописания».
В 17 лет Джорджо в поисках работы отправился путешествовать по Италии. Вероятно, он и впрямь принадлежал к людям, которым часто и по-крупному везет: счастливый случай свел его с известным покровителем искусства Ипполито Медичи, который пригласил его в Рим. Трудолюбие и несомненный талант Вазари не остались незамеченными, и он получил свой первый крупный заказ – написать картину «Венера и Грации». А потом заказы следовали один за другим. Уникальность Вазари была в быстроте исполнения его работ. Правда, иногда он прибегал к помощи молодых помощников, но, справедливости ради, нужно сказать, что о них он впоследствии не забыл упомянуть в своем труде «Жизнеописание».
Вазари был ярким представителем тосканского маньеризма, в его картинах отчетливо просматриваются изменения, которые происходили в живописи на пути от Средневековья к Новому времени. Говоря же о «личном мастерстве» художника нельзя не отметить, что его работы, написанные в холодной цветовой гамме, не всегда гармоничны, изображения героев «грешат» анатомическими неточностями и в них нет особой глубины чувств.
Одна из самых ранних сохранившихся работ – портрет Алессандро Медичи в массивных рыцарских доспехах, который хранится в музее Палаццо Питти. Вазари мастерски изобразил черный металл, но эта «похожесть» далась художнику нелегко. Ему казалось, что блеск и блики металла на картине недостаточно реалистичны. Сомнения автора сумел развеять только его давний знакомый Якопо Понтормо, который, увидев работу, сказал:
«Сын мой, блеск на картине никогда не будет казаться тебе настоящим, пока рядом сияют на солнце настоящие доспехи. Убери их с глаз, и сразу поймёшь, что твоё изображение не так уж плохо!»
После того как Вазари стал известным и богатым, он купил большое поместье в Ареццо, где расписал дом соответственно своим представлениям о красоте: каждая стена в нем была украшена изображениями мест, где ему приходилось творить. Художник искренне считал, что его работы в разных городах будили в людях чувство прекрасного.
Что касается архитектуры, то успех на этом поприще был гораздо скромнее, чем в живописи. Вазари не смог тягаться в монументальной архитектуре с титанами того времени. Несколько уже готовых зданий перестроить не удалось, так как он не сумел сохранить архитектурное единство. A сооружения, созданные по его собственным проектам, показали хоть и своеобразное, но достаточно приемлемое видение пространства. Его архитектурное дарование раскрылось в двух зданиях - для папы Юлия III в Риме и Уффици во Флоренции, которое сейчас известно как «Коридор Вазари» (Corridoio Vasariano).
В середине этого сооружения, протянувшегося над мостом Понте Веккьо, расположены панорамные окна, обращенные к реке Арно, в направлении Понте-Санта-Тринита. По приказу Бенито Муссолини в 1939 году они были заменены на большие в связи с официальным визитом Адольфа Гитлера. Дуче хотел, чтобы тот мог насладиться открывающимся из коридора видом Флоренции.
Настоящую известность Джорджо Вазари принесла его книга «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti). Это был труд всей его жизни, который даже после завершения не раз подвергался корректировкам. В нем он собрал «золотую коллекцию» авторов, описал их жизнь и творчество. Это произведение стало своеобразной энциклопедией, как для его современников, так и будущих живописцев. В книге он также в мельчайших подробностях описал свои собственные работы.
И что удивительно: в историю искусства, по большому счету, Джорджо Вазари вошел все-таки как автор «Жизнеописания», но себя он считал не литератором, a художником. Приоритеты он расставил сам:
«Мои руки привычны скорее к кистям, чем к перу… Занята моя голова скорее рисунками, чем писаниной»