Автором сценария «Школьного вальса» была драматург Анна Родионова, которая принесла его на Киностудию им. Горького вместе с еще одной своей работой, по которой позже был снят фильм «Карнавал» с Ириной Муравьевой в главной роли. А «Школьный вальс» предложили снять режиссеру Павлу Любимову, и его откровенная история о любви десятиклассников не испугала, а заинтересовала. Позже он рассказывал: «Давно хотел снять фильм о молодежи. Поэтому решил, что возьмусь за работу. Только слегка изменил со сценаристом некоторые сцены».
Тема и вправду была достаточно скользкой и смелой для советского кино 1970-х гг. Школьница Зося забеременела от одноклассника, а он, узнав о том, что станет отцом, оставил девушку и женился на другой своей однокласснице Дине. Главную героиню вряд ли можно было назвать примером для советской молодежи, а история об интимных отношениях подростков и беременности школьницы и вовсе выглядела скандальной. Режиссер говорил: «В 1970-е гг. фильмов на сексуальную тему было немного, а уж наш, про школьную любовь с беременностью и плохим финалом, вообще – первый». Тем не менее Любимов приступил к съемкам, несмотря на то, что в успех этой затеи никто не верил.
Актрис на главные роли утвердили без проб. С Евгенией Симоновой режиссер уже давно хотел поработать, она проходила пробы в его фильм «Свой парень», но тогда он выбрал другую актрису. А когда спустя годы Любимов увидел ее на кинофестивале в Саратове, понял, что на роль Дины она подходит идеально. Правда, на тот момент Симоновой было уже 22 года, в ее творческом багаже была звездная роль в «Афоне» и «В бой идут одни «старики», она была замужем за актером Александром Кайдановским и растила дочь Зою. Однако режиссер не сомневался в том, что на съемочной площадке Симонова сумеет перевоплотиться в 16-летнюю девочку.
После того, как режиссер увидел в фильме «Не болит голова у дятла» юную актрису Елену Цыплакову, он утвердил ее на роль Зоси тоже без проб. А вот с исполнителем главной мужской роли Любимов не мог определиться намного дольше – говорил, что «больше понимал в женских образах». В результате утвердили Сергея Насибова, который вместе с Цыплаковой учился на первом курсе ГИТИСа. Правда, в отличие от однокурсницы, у которой уже был опыт съемок в кино, Насибов был абсолютно неопытен. Ему, как и ей, было 19 лет, но до этого он не снимался, не знал, как держаться перед камерой, и на площадке чувствовал себя очень скованно. Цыплаковой даже пришлось учить его целоваться в кадре.
Руководство ГИТИСа было против того, чтобы студенты снимались в кино, и юным актерам пришлось сделать сложный выбор. Правда, в нем они были единодушны: ради съемок в этом фильме Цыплакова и Насибов забрали документы из вуза, а позже режиссер Татьяна Лиознова приняла их обоих на второй курс в свою мастерскую во ВГИКе.
На экранах Цыплакова и Насибов выглядели как настоящая пара влюбленных, и зрители были уверены в том, что у них и за пределами съемочной площадки был роман. Но на самом деле у молодого актера во время съемок появились чувства к другой актрисе – дочери Льва Дурова Кате, которая сыграла в этом фильме медсестру. После окончания работы над фильмом они поженились, правда, этот брак вскоре распался.
Конечно, Любимов предполагал, что его фильм будет подвержен жесткой цензуре. Все отснятые части фильма отвозили на просмотр киноначальству, но основные правки внесли, когда «Школьный вальс» уже готовили к показу. В Госкино не одобрили финал фильма – он показался чиновникам слишком мрачным, не оставляющим надежд: Зося и Гоша расставались навсегда. Последнюю реплику героя потребовали переозвучить, и он на встрече выпускников спрашивал у Зоси, сможет ли увидеть сына. «В результате получился открытый финал, – говорил Любимов. – И мне это не нравится, я хотел закончить жестко…».
Тем не менее председатель Госкино заявил, что не выпустит фильм на экраны. Любимову пришлось обратиться в ЦК партии с просьбой посмотреть «Школьный вальс», и только после этого его выпустили в прокат. Правда, сначала небольшим количеством копий. Картину год запрещали к показу, а ее премьера обернулась громким скандалом.
Несмотря на то, что у зрителей «Школьный вальс» пользовался огромной популярностью, все же режиссер часто слышал упреки в свой адрес, в особенности от учителей и представителей старшего поколения – они обвиняли героев в безнравственности и в том, что они подают плохой пример советской молодежи. В 1978 г., когда «Школьный вальс» показали на Всероссийском съезде учителей, педагоги негодовали: как можно было выпустить в прокат такую скандальную историю, порочащую честь советской школы? А более дальновидные их коллеги разбирали этот фильм на уроках этики и психологии. Позже фильм показали во всех городах России при неизменных аншлагах – его посмотрели почти 20 млн зрителей.
Однако об истинной ценности «Школьного вальса» для зрителей создатели и актеры фильма узнали только годы спустя. Так, Елена Цыплакова, которой не довелось познать счастье материнства, признавалась, что благодаря этому фильму у нее появилось целое поколение крестников. Молодые женщины присылали ей письма с благодарностью, где были такие строки: «Елена, я посмотрела фильм и, когда забеременела, не стала делать аборт»; «Передо мной сидит 20-летний замечательный сын. Я была в том же положении, что и ваша героиня: любимый меня бросил. Посмотрев картину, я решила рожать. Сегодня у меня есть семья, и я счастлива!».