Синтетизм как название стиля выбрали не случайно, символы и таинственность соседствовали в нём с широкими контурными линиями. Одновременно с этим его противопоставили такому стилю, как пуантилизм, и он начал развиваться в противоположном от него направлении.
Основные характеристики и особенности синтетизма
Синтетизм в живописи возник и начал меняться как составная часть или ответвление стилей импрессионизм и постимпрессионизм. Он частично перенял их черты — в частности, такую, как изображение всех объектов на картине в самом общем виде, без детальной прорисовки и чрезмерной точности.
Художникам, творившим в стиле синтетизм, были свойственны следующие особенности:
- постановка во главу угла естественного, природного начала;
- отрицание достижений человека в сфере науки и техники;
- большой интерес, проявляемый к внутреннему миру каждой личности;
- максимально возможное упрощение изображений;
- тяга к использованию ярких, словно сверкающих, красок;
- стремление передать глубокие эмоции и чувства, испытываемые при наблюдении тех или иных сцен (объектов);
- активное использование воспоминаний, преимущественно — ностальгических;
- попытки соединить идеи о цвете и ритме с красотой окружающей природы.
Приверженцы синтетизма объединяли в своих картинах внешний вид объектов и эмоции, которые испытывает человек при их созерцании. Кроме того, художники стремились сохранить эстетичность, притягательность цветов и линий — и им это удалось.
История синтетизма
Принято считать, что новый стиль родился в 1888 году. Впервые его черты отчётливо проступили в картинах таких признанных авторов, как Поль Гоген, Луи Анкетен (Louis Anquetin), Эмиль Бернар и некоторых других мастеров, принадлежащих к школе французской коммуны Понт-Авен.
В 1889 году в парижском ресторане Volpini состоялась экспозиция работ Поля Гогена и других мастеров Понт-Авенской группы. При её проведении впервые был использован термин «синтетизм» в качестве названия нового стиля.
В разные годы к синтетизму обращались такие мастера, как Поль Серюзье (Paul Serusier), Анри Море (фр. Henry Moret), Ян Веркаде (Jan Verkade), Клод-Эмиль Шуффенекер (Claude Émile Schuffenecker), Арман Сеген (Armand Séguin) и другие. В их произведениях в большей или меньшей степени проявлялись «синтетические» черты.
Самые известные художники-синтетисты
В период расцвета синтетизма мир узнал много имён живописцев, творивших в этом стиле, зачастую — выбравших его как очередной этап своего развития. Наиболее известны из них:
- Поль Гоген (1848-1903). Одна из его «синтетических» картин — «Видение после проповеди» (1888) — показывает явление Иакову Бога в виде ангела.
- Поль Серюзье (1864-1927). Его картину «Талисман» (1888) считают одним из лучших образцов полуабстрактной пейзажной живописи.
- Луи Анкетен (1861-1932). Получила известность его картина «Читающая женщина» (1890), созданная художником во время мучительных поисков себя в искусстве.
- Шарль Лаваль (Charles Laval; 1862-1894). После знакомства с Полем Гогеном отправился с ним в Панаму, стремясь в поисках идиллии удалиться от цивилизации. Друзья перебрались на остров Мартиника, на котором Лаваля подкосила тяжёлая болезнь. Здесь он написал несколько картин — в частности, такую, как «Пейзажи Мариники» (1887).