Кто такой Алан Смити и почему режиссеры убирают свое имя из титров
495
просмотров
Про существование такого режиссера, как Алан Смити, знают многие любители кино. Однако, несмотря на его огромную фильмографию, вы не сможете найти его интервью, фотографий с кинофестивалей или рассказов о грядущих творческих планах. Так что же это за загадочная личность, которая избегает публичности? И в какой мере он является родственником советского режиссера Ивана Сидорова? Именно эти тайны закулисья работы над фильмами мы сегодня и расскажем.

Алан Смити – история рождения

Алан Смити – история рождения Ричард Уидмарк

Впервые его имя упоминается в титрах к картине «Смерть стрелка» 1969 года. Над проектом работал режиссер Роберт Тоттен. Но практически за две недели до окончания съемок серьезно раскапризничался актер Ричард Уидмарк, который исполнял главную роль. По его мнению, мэтр к нему придирался, делал свою работу некомпетентно да и вообще давно следовало бы сменить режиссера. В качестве альтернативной кандидатуры был предложен Дон Сигел, с которым актер с успехом работал. Студии пришлось пойти на уступки вспыльчивой звезде, и Сигел доснял фильм. Однако от указания своей фамилии скромно воздержался. Да и Тоттен, затая обиду, тоже не захотел иметь ничего общего с картиной. В результате «бесхозный» фильм обрел нового «режиссера» - согласно с Гильдией актеров кинематографисты учредили нового безотказного героя - Алан Смити. Он произошел от анаграммы к фразе «The Alias Men» - люди под псевдонимом. Так что теперь под этим именем регулярно скрываются те, кто насолил киностудии, совместил несколько должностей на съемочной площадке или просто схалтурил.

Иван Сидоров как советский родственник

Иван Сидоров как советский родственник Кира Муратова

В СССР же считалось, что прятаться под псевдонимом не по-коммунистически. Поэтому любая угроза режиссера вырезать свое имя из титров вызывало бурю эмоций. Но тем не менее иногда создатели шли на это, ведь цензура могла сделать из шедевра кино жалкое подобие фильма. Так случилось и с картиной Киры Муратовой, работу которой чиновники Государственного комитета УССР по кинематографии искромсали до неузнаваемости. Режиссер пригрозила оставить фильм «Среди серых камней» без «матери», на что ей ответили: «Ну и убирай». На вопрос, какую же фамилию ставить, чиновники в сердцах посоветовали: «Да хоть Иванова, Петрова, Сидорова». Так и родился советский псевдоним Иван Петров.

Охота на ведьм

Охота на ведьм Роско Арбакл

Вся история кинематографии соткана из тысячи маленьких хитростей. Продюсеры лукавят, заставляя актеров в угоду маркетингу изображать несуществующие чувства, актеры меняют фамилии на более благозвучные псевдонимы, а вот у режиссеров желание скрыть имя продиктовано порой непростыми жизненными обстоятельствами.

Так, например, актер Роско Арбакл, известный в 20-е годы прошлого столетия своими комическими ролями, неожиданно попал в опалу. Дело в том, что на одной из вечеринок его близкой знакомой Вирджинии Рапп стало дурно, и Раско вызвался ее проводить. А через несколько дней она скончалась. Большинство присутствующих на празднике намекнули, что актер неспроста проявил заботу, а смерть юной красавицы – это результат извращенного сексуального насилия. И хотя судебные разбирательства лишь начались, пресса решила сделать сенсацию и своими категорическими заявлениями растоптала карьеру талантливого актера и режиссера. Чтоб выжить, он вынужден был взять псевдоним Уильям Гудрич. Спустя долгих одиннадцать лет суд вынес оправдательное решение, но Роско Арбакл не успел насладиться – в скором времени он скончался.

Оказывается, «враги народа» были не только в сталинской России. Более 150 деятелей кино попали в свое время в Америке в список разделяющих взгляды коммунистов. Многие из них вынуждены были эмигрировать и даже в других странах работать под чужими именами, чтоб не скомпрометировать коллег по сьемках. Пожалуй, самая примечательная история приключилась с отличным сценаристом Далтоном Трамбо. После почти годичного заключения в американской тюрьме он переехал в Мексику, где продолжил работать. Его упорный труд окупился сторицей: в 1954 году картина «Римские каникулы» получает «Оскар» за лучший сценарий, однако премию вручают Яну Мак-Лаллану Хантеру. А спустя два года снова «Оскар» - на этот раз за душевный сценарий к мелодраме «Храбрец». Надо ли говорить, что Роберт Рич, указанный как автор, на церемонии не присутствовал. Лишь в 60-х имя Далтона Трамбо было реабилитировано.

Халтура «по-итальянски»

Халтура «по-итальянски» Серджио Леоне

Опустим тему реальной халтуры и вспомним о том, что для того, чтоб понравиться зарубежному зрителю, создатели также идут на хитрости. Часто этот прием используют итальянцы, ведь редкий американец пойдет в кинотеатр на фильм какого-там Серджио Леоне. Так, великий режиссер в своем вестерне «За пригоршню долларов» представился как Боб Робертсон, а главного композитора Эннио Морриконе сменил на Дана Савио. Кстати сказать, музыкант в будущем не единожды пользовался этим именем. К такому хитрому приему, на который вынуждал маркетинг проката, прибегали и другие режиссеры: Марио Бава становился Джоном Олдом, его сын – Олдом-младшим, а Антонио Маргерити – Энтони Доусоном.

Еще об одной пикантной вещи в смене имени также стоит упомянуть. Например, многие режиссеры, начинающие в жанре «фильмов низкой социальной ответственности», работали под псевдонимами. Например, автором создания и криминальных боевиков «Плохой лейтенант», «Ангел мщения», и «9 жизней влажной киски» является Абель Феррара. Но последний фильм из списка он подписал как Джимми Бой Ли – ведь и так ясно, о чем пойдет речь в озорном фильме для взрослых. Рекордсменом по количеству таких псевдонимов является испанец Хесусу Франко. За многолетнюю карьеру он подписался более 50-ю новыми именами, большинство которых заимствовал у известных джазменов.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Если это не малобюджетный фильм, на который никто не сделает высоких ставок, то подписывать свои работы в кинематографической среде принято разными именами. Однако где взять столько фамилий, если ты был и режиссером, и оператором, и монтажером? Вот Стивен Содерберг нашел выход: свою операторскую работу он подписывает как Питер Эндрюс (фамилия отца), а монтажные – как Мэри Энн Бернард (фамилия матери). Известны также братья Коэны, которые монтаж делают под именем Родерик Джейнс. Кстати, именно этого вымышленного человека два раза номинировали на самую престижную премию - за «Фарго» и «Старикам тут не место».

Документальное кино

Документальное кино Джошуа Оппенхаймер

В документальном кино свои законы. Бывает, что режиссеры отдают камеру и весь съёмочный процесс в полное распоряжение героев картины, чтоб они сами решали, где, что и как снимать – именно так поступили наши режиссеры-документалисты Александр Расторгуев и Павел Костомаров. Их картина «Я тебя люблю» получилась живой и совсем не слезливой.

А бывает, что картина рассказывает о реальных преступлениях. Например, фильм «Акт убийства» Джошуа Оппенхаймер посвятил истории настоящих "чисток" в Индонезии. В результате военного переворота правительством были созданы «эскадроны смерти», которым буквально было разрешено уничтожать неугодных. Перед камерой убийцы, занимающие правительственные посты, хвастались кровавыми расправами, смакуя подробности казней. Фильм получился резонансным. Режиссер был защищен иммунитетом сверхдержавы, а вот члены съемочной группы, которые в большинстве своем были местными жителями – нет. Поэтому скрыть свое имя в данной ситуации – вопрос жизни.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится