Мир не делится на черное и белое: чему учат детей современные сказочные истории
718
просмотров
За последние годы в кино и литературе набралось немало ремейков знакомых с детства сказок. Часть из них отличается от старых историй только графикой, а некоторые переосмыслены и изменены так, что их сложно узнать. Главные инновации можно наблюдать в характерах героинь, которым стало тесно в старых сказочных амплуа.

Как они поменялись и чему теперь могут научить детей, читайте в нашем материале.

Мир не делится на черное и белое

 «Злых людей нет на свете. <...> С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств. Интересно бы знать, кто его искалечил», — говорит Иешуа Га-Ноцри о своем мучителе Марке Крысобое.

Видимо, продюсеры Disney согласны с героями Михаила Булгакова, потому что решили рассказать зрителям и читателям о прошлом злых королев. В 2014-м на экраны вышла фэнтезийная мелодрама «Малефисента» с Анджелиной Джоли в главной роли. Фильм, как можно догадаться, посвящен главной злодейке сказки «Спящая красавица» — темной фее, которая здесь оказывается достойной сочувствия и симпатии. После этого появились комиксы и книги, заставляющие нас иначе посмотреть и на других знаменитых антагонисток. Так, морская ведьма Урсула («Русалочка») в юности была предана собственным братом, и колдовство для нее оказалось единственным способом выжить. А королева из «Белоснежки», оказывается, любила свою падчерицу, но злость и зависть разрушили счастье всей семьи и превратили очаровательную женщину в чудовище.

И если классические сказки рассказывают о концентрированном добре и зле и антагонист в них всегда либо погибает, либо «остается с носом», то новые версии знаменитых историй дают читателям понять, что мир далеко не черно-белый. У всякого зла есть своя причина, докопавшись до которой, можно искоренить его из сердца тирана.

Всё по плечу!

Последние несколько лет тема феминизма и равноправия стала настолько популярной, что переделки классических историй на новый лад уже никого не удивляют. Недавний успех «Маленьких женщин» Греты Гервиг и высокие рейтинги ожидания «Эммы.» Отем де Уайлд доказывают, что такие истории пользуются спросом. Сказки режиссеры и писатели тоже не обошли вниманием. Совсем скоро на экранах появится «Мулан», в которой создатели сознательно исключили любовную линию, а в 2021 году компания Columbia Pictures планирует выпустить «Золушку», где фея-крестная будет лишена гендерных признаков.

Уже давно прекрасные принцессы не сидят в башнях и не спят в хрустальных гробах в ожидании спасителя. Они взяли судьбу в свои руки. И даже если оказывается, что девушка заточена в замке, охраняемом драконом, там все равно будет подвох.

Одной из первых подобных героинь была все та же Мулан, у который был одноименный прототип — «китайская Жанна д’Арк» VI века, переодевшаяся в мужской костюм и отправившаяся на войну вместо отца. Мультипликационная героиня получилась не только смелой патриоткой, но и остроумной и находчивой авантюристкой, ищущей приключений на пару с дракончиком Мушу. В мультфильме хрупкая девушка обучается искусству боя, а сопутствующие книги и комиксы расширяют вселенную, утверждая волевой характер персонажа.

 Следующей нестандартной героиней, способной постоять за себя и за других, стала Фиона. Ее история началась подозрительно канонично, но в итоге и дракон оказался «неправильным», и у самой девушки прятался скелет в шкафу. Фиона не побоялась принять собственную внешность и навсегда расстаться с амплуа прекрасной принцессы. В конце концов, симпатичная зеленая троллиха ничем не хуже своенравной красотки.

В десятых годах анимационные компании, а за ними и писатели, представили целую галерею героинь «нового призыва». Это и обновленная Рапунцель, и Мерида из «Храброй сердцем», и Моана, которой предстояло стать вождем племени. Однако самыми знаменитыми стали Эльза и Анна из мультфильма «Холодное сердце».

Изначально проект Disney был лишь вольной интерпретацией сказки Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева», однако ключевым моментом в производстве фильма стало создание песни «Let It Go». В отличие от режиссеров, композиторы увидели в Эльзе испуганную девушку, пытающуюся совладать со своим даром. Этот подход оказался не новинкой (вспомним «Малефисенту»), но стал настоящей находкой для создателей. В итоге концепция мультфильма изменилась, и персонаж-антагонист превратился в психологически сложную героиню, которая заставляет детей и взрослых задумываться и над собственным поведением, и над отношением к ближнему.

А как же мужчины?

В традиционных сказках принц или благородный бродяга обязательно пригож лицом и честен в своих поступках. Тут оговоримся, что романтизированные мужские образы были созданы далеко не сразу, однако в детских версиях мы привыкли видеть рыцарей без страха и упрека. Что же получаем в изменившемся каноне? Мужчины так или иначе отклоняются от заданных правил. Избранник Фионы Шрек далеко не хорош собой, странный спутник Моаны полубог Мауи — самовлюбленный, неуверенный в своих силах персонаж, друг Анны Кристофф Бьоргман — сильный и смелый, но несколько глуповатый малый. Однако не стоит считать, что им не повезло и поп-культура относится к ним пренебрежительно. Из второстепенных персонажей, которые всегда приходят в конце, чтобы спасти девушку и жениться на ней, они превратились в полноценных героев со своими достоинствами и недостатками. Мужчины тоже стали разными и, также как принцессы, освободились от устаревших стереотипов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится