Николай Лукьянович Дупак — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, театральный директор, а также фронтовик и инвалид Отечественной войны. Заслуженный артист РСФСР (1980), Заслуженный артист Украины (2012). Биография этого удивительного человека занимает значимую страницу в отечественной исторической летописи, а также в истории театрального искусства и кино.
Голодное детство
Николай Лукьянович родился 5 октября 1921 года в селе Старобешево, что на Донбассе в многодетной украинской семье. Родители Лука Ильич и Анна Артёмовна вырастили и воспитали пятерых детей. Семье пришлось пережить сильный голод, которым была охвачена Украина в 20-х годах. И если бы не бабушка, собиравшая маковые головки в степи и подкармливавшая маковым зерном внуков, мальчишка мог и не выжить. А однажды Коля, самый меньший из детей, подавился маковой коркой и мало не задохнулся. Отец, схватив посиневшего и потерявшего сознание мальчика на руки, побежал через все село к фельдшеру, который скальпелем разрезал трахею и извлек из неё кусочек маковой шелухи. Эту отметину в виде шрама Николай Лукьянович до сих пор носит на шее. Она - как напоминание: судьбе было угодно, чтобы он выжил.
На Донбассе многочисленное семейство Дупаков оказалось после гражданской войны, где отец получил участок земли площадью 50 гектаров в селе Старобешево. Родители Коли и старшие дети из лета в лето обрабатывали землю, не покладая рук: пахали землю, сеяли, косили, жали, молотили зерно. И уже ближе к тридцатым годам семья владела хорошим хозяйством. Построили свой амбар, посадили фруктовый сад, возвели мельницу, обзавелись домашней живностью и птицей.
Однако, жить семье в достатке долго не довелось. Пришли страшные для зажиточных крестьян тридцатые годы и круто перевернули их жизнь. В числе таких оказалось и многочисленное семейство Дупаков. «Отец мой был очень спокойный, цельный, хороший организатор. Механик, разбирался в технике. Работящий и сноровистый. Этой сноровки хватило для того, чтобы его записали в кулаки»,- из воспоминаний Николая Дупака.
Раскулачивание
Началось массовое раскулачивание. Семью будущего артиста на подводе отвезли на железнодорожную станцию в Иловайск и погрузили в товарный вагон вместе с другими кулаками. Состав двинулся в северном направлении и вскоре прибыл в Архангельскую область. В Коноше их поселили в огромный общий барак, находящийся в болотистой лесной местности. Отец Николая с другими раскулаченными крестьянами работали на лесоповале. Они заготавливали материалы для донецких шахт. Время было голодное и холодное, а об условиях существования и говорить не приходится.
Возвращение
По прошествии полугода власти разрешили выселенных детей, которым еще не исполнилось 12 лет, забрать с Коноша. Таким образом, Коля со своей сестрой Лизой оказалась в семье друга отца в Старобешево. Первой из высылки домой вернулась мать Коли со старшими детьми, а отцу позже с помощью друзей удалось бежать. Вернувшись на Донбасс, он, боясь доноса, забрал семью и вывез в Таганрог. Там отец устроился трубопрокатчиком на местный завод.
На пути к актерской профессии
В школе Николай учился прилежно, а в свободное время принимал активное участие в школьных и районных театральных постановках. Хорошо читал стихи и прозаические монологи на различных мероприятиях, приуроченных праздникам и юбилейным торжествам. В старших классах стал посещать драматический кружок в таганрогском Дворце культуры. А однажды вместе со старшим братом Григорием он попал в парк культуры, где гастролировал московский театр Мейерхольда. Коле очень понравилось, как артисты играли на сцене. И с того дня он точно знал, кем станет, когда вырастет.
В 1935 году талантливого юношу пригласили в Таганрогский драмтеатр на роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по комедийной пьесе Мольера. В этом спектакле состоялся дебютный выход Николая на профессиональную сцену. Затем 14-летний парень начал играть в других постановках таганрогского театра и стал обладателем собственной трудовой книжки. Поскольку в течение семи лет будущий артист учился на украинском языке, то ему вплотную пришлось заняться изучением русского языка, чтобы выступать на сцене без акцента.
Окрыленный своим успехом в 1937 году Николай Дупак поступает в театральное училище в Ростове-на-Дону, где успел отучиться только три года. В его жизнь, как и в жизнь миллионов советских людей ворвалась война.
А накануне, весной 1941 года, Николай Дупак успешно прошёл кинопробы и единственный из всего училища был приглашён Александром Довженко на роль Андрея в художественном кинофильме «Тарас Бульба». Однако проекту не суждено было реализоваться. Первый день съемок был назначен на 22 июня 1941 года...
Военные дороги
Началась массовая запись в народное ополчение. И 19-летний студент актерского отделения Николай Дупак вместе с Александром Довженко добровольцем отправился в ополчение под Новоград-Волынский. Позже юноша оказался в Новочеркасском кавалерийском училище, из которого он вышел в звании младшего лейтенанта. С марта 1942 года Николай воевал на Брянском фронте в Седьмом кавалерийском корпусе, где дослужился до звания гвардии лейтенанта. Кавалерист в одном боев потерял верного друга – коня, который неоднократно спасал его от гибели. Гвардии старший лейтенант, участник обороны Москвы и Сталинграда, сражений на других фронтах Николай Лукьянович перенес два тяжелых ранения и одну контузию, терял слух и речь, после которой в 1943 году получил инвалидность и был комиссован из армии. Имеет боевые ордена и медали.
Творческая биография
В 1944 году Александр Довженко нашел Дупака и пригласил его в свой новый исторический фильм «Украина в огне», где Николай должен был сыграть героя-танкиста. Но Сталину сценарий картины не понравился, и съемки запретили. Впервые на большом экране Николай Дупак появился в том же году, только в фильме «Однажды ночью», в котором сыграл лейтенанта Саню Санникова.
Затем 20 лет Николай Лукьянович прослужил ведущим актёром и режиссёром театра имени К.С. Станиславского. За ним числятся десятки поставленных спектаклей и более 90 сыгранных театральных ролей. C 1963 по 1990 был директором «Театра на Таганке». Работая главным руководителем этого театра, Николай Лукьянович, принципиально, чтобы не использовать служебное положение отказался навсегда от ролей в спектаклях Таганки. В кино же продолжил работы, снявшись в десятках кинофильмов.
"Диапазон его ролей широкий и яркий: от солдат и матросов до командующих армиями и генерал-фельдмаршала; от простых граждан до руководителей страны и регионов; от простых сотрудников милиции до комиссаров полиции, от адъютанта до Председателя Совета министров СССР". Фильмография актера составляет около 70 киноролей. Одна из его последних ролей в кино - "Подъёмная сила" (2014), а в театре после спектакля «Дни Турбиных» (1958) Дупак сыграл лишь в одной постановке в 2012 году — «Вишнёвый сад».
При непосредственном участии и активном содействии Николая Лукьяновича на Таганке были построены культурный центр-музей Владимира Высоцкого, Дом русского зарубежья им А.И.Солженицына и другие значимые объекты в странах ближнего и дальнего зарубежья.
По воспоминаниям театроведа и журналиста Эллы Михалёвой, профессия директора Театра на Таганке была, мягко говоря, сложной: «Как ведь бывает в «нормальных» театрах: директор — это хозяйственник, администратор, организатор театрального дела. Должность и хлопотная, и ответственная, но, в общем, не вреднее для здоровья, чем любая другая. Директор же Театра на Таганке — профессия совсем особенная, с привычным театральным директорствованием имеющая сходство весьма относительное. На этом посту требовалось обладать нервами укротителя, выдержкой снайпера, ловкостью эквилибриста и, при наличии известной гибкости спины, одновременно уметь вовремя проявить норов, огрызнуться и настоять на своем». И это все с лихвой удавалось Николаю Лукьяновичу Дупаку. Как говорится, руководителем он был от Бога.
Личная жизнь
А вот свою личную жизнь Николай Лукьянович держал под семью замками. Поэтому информации не так уж и много. Известно лишь то, что первый раз он женился в 1939 году еще в Ростове на Дону на молодой актрисе Алле Юрьевне Ванновской. Когда началась война, она с театром была в эвакуации в глубоком тылу. И так случилось, что мужа с фронта не дождалась...
После войны переехала с родными в Армению, работала в Ереванском русском драмтеатре, где дослужилась до Заслуженной артистка Армянской ССР. Несколько раз выходила замуж. В том числе стала первой женой Армена Борисовича Джигарханяна, от которого родила дочь Елену. Ее жизнь оборвалась трагически, после расставания с актером. Женщина пристрастилась к алкоголю, попала в психиатрическую клинику и в 46 лет покончила с жизнью.
После войны Николай Лукьянович несколько лет жил один, пока не познакомился с Верой Васильевной Чапаевой (Камишкерцевой) младшей приёмной дочерью легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева. В браке пара прожила двадцать лет. Но, к сожалению, Вера Васильевна не смогла иметь детей, что привело к разводу.
С третьей своей супругой Раисой Михайловной прожили более сорока лет. Женщина тяжело заболела и в результате врачебной ошибки умерла в 2009 году. Правду говорят: Беда не ходит одна. Буквально через год трагически погибли дочь Елена и внучка Анастасия. Вторая дочь Оксана Николаевна - актриса и театральный директор с внуком Адриано живут в Москве.
Послесловие
Хотелось бы закончить рассказ об этом удивительном человеке, воине, актере словами лётчика-космонавта Георгия Михайловича Гречко: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделён щедро. Любить актёров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт – это тоже талант. Причём талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака – явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства». К слову, именем Николая Дупака названа одна из малых планет.
Невольно напрашивается вывод, что у Николая Лукьяновича с Жизнью - взаимная любовь... Он невероятно интересный собеседник, давая интервью журналистам, он долго в подробностях может рассказывать о своей жизни, он до сих пор наизусть цитирует целые диалоги с театральных постановок, в которых играл в юности. И это действительно потрясающе.
И нам остается лишь пожелать Николаю Лукьяновичу через полгода отметить свой 100-летний юбилей в таком же здравии и бодром расположении духа.