Сергей Безруков, который дважды сыграл ее сына, считал Теличкину обладательницей лучших женских качеств и другой экранной матери для себя не представлял. Их тандем действительно выглядел очень гармонично, а вот совместная работа в сериале «Есенин» вызвала противоречивые отзывы…
В 2005 г., к 110-летию со дня рождения Сергея Есенина, был издан роман актера, писателя и драматурга Виталия Безрукова «Есенин», который лег в основу сценария одноименного сериала, появившегося на экранах в том же году. Творчеством знаменитого поэта актер увлекался с 14 лет, в 26 лет он сыграл Сергея Есенина в спектакле «Анна Снегина», а годы спустя на театральной сцене в этом же образе появился его сын, актер Сергей Безруков. За роль в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» он в 1997 г. был удостоен Государственной премии. Именно тогда у Виталия Безрукова и появилась идея написать книгу о поэте и экранизировать ее. Конечно, в главной роли он представлял своего сына, ведь в театре Сергей Безруков появлялся в этом образе на сцене на протяжении 7 лет.
Главным источником информации при создании романа для него стала работа следователя Эдуарда Хлысталова, в которой автор с позиций современной криминалистики опровергал официальную версию добровольного ухода из жизни Есенина. А сам Хлысталов послужил прототипом для одного из главных героев будущего сериала – полковника Хлыстова, который в 1980-х гг. проводит собственное расследование причин преждевременного ухода поэта. Роман своего отца Сергей Безруков называл «художественным вымыслом, подкрепленным большой исторической правдой», а по поводу версии, изложенной в книге, а затем и в сериале, актер говорил: «Думаю, что сейчас вы не найдете ни одного здравомыслящего человека, который бы оставался в полном убеждении, что Есенин покончил с собой».
Виталий Безруков стал не только сценаристом сериала «Есенин», но и исполнил в нем одну из ролей – вполне ожидаемо, он сыграл отца поэта. А образ его матери на экране воплотила Валентина Теличкина. До этого она уже работала с Сергеем Безруковым в сериале «Бригада», и тогда актер называл ее обладательницей лучших женских качеств и олицетворением всепрощающей материнской любви. После этого другой экранной матери он для себя уже не представлял, а Теличкина ему предложила: «Сережа, а давай я буду всех твоих мам играть?»
Позже актриса признавалась: «Что может быть лучше, чем играть матерей? Конечно, приятнее было ощущать себя матерью гения: Гоголя, Есенина, чем матерью бандита. Но я счастлива, что сыграла эту роль». Поначалу она хотела отказаться от съемок в «Бригаде» – актриса была очень избирательна в профессии и не соглашалась играть те роли, которые противоречили бы ее моральным принципам. Однако в этом образе она нашла для себя те непреложные семейные ценности, которые были главными для нее самой и которые она и пыталась донести до зрителей.
К тому моменту имя Валентины Теличкиной многие зрители давно забыли – она начала сниматься еще в молодости, первая популярность пришла к ней в конце 1960-х гг., когда она снялась в фильме «Журналист». В 1970-х гг. она продолжала много сниматься, а потом надолго пропала с экранов – Теличкина вышла замуж, родила сына и всю себя посвятила семье. Кризис в кинематографе 1990-х гг. лишил ее надежды вернуться на экраны, но когда она сама уже поставила крест на своей актерской карьере, судьба подарила ей шанс вернуться в профессию, и это возвращение стало триумфальным. В зрелом возрасте актриса стала намного популярнее и успешнее, чем в молодости. Наиболее органично она выглядела на экранах в образе матери – наверное, именно потому, что эта роль стала для нее самой главной и в реальной жизни.
Работу Валентины Теличкиной в сериале «Есенин» кинокритики оценили высоко, как и выбор актерского состава в целом, а вот к режиссеру и сценаристу у них было много вопросов. Сериал вызвал шквал критики, его создателей обвиняли в искажении исторических фактов и биографических неточностях. Судмедэксперт Сергей Никитин в интервью одному из изданий заявил, что фактов, подтверждающих версию насильственной гибели Сергея Есенина, он не обнаружил, а след на лбу, о котором часто упоминают сторонники этой версии, вероятно, остался от контакта с горячей трубой парового отопления в гостинице «Англетер». На вопрос о том, почему же в наше время возникает столько новых предположений на эту тему, он ответил: «Потому что выдумки интереснее правды».
Режиссер Игорь Зайцев не раз повторял о том, что снимал не документальное кино, а художественное, и напоминал зрителям: «Ни в коем случае не надо думать, что на экране настоящий Есенин. Это просто Сергей Безруков, который играет Сергея Есенина. Что бы ни имел в виду режиссер, даже самые неисправимые поклонники сериала «Бригада» уже смирились с фактом перевоплощения любимого актера – во время съемок сериала на заборе недалеко от площадки кто-то вывел мелом надпись: «Саша Белый теперь Есенин». Ненужные ассоциации неизбежно возникали у многих – сериал «Бригада» вышел всего за 3 года до этого, и в другом образе Сергея Безрукова тогда действительно никто не представлял. К тому же в паре с ним снова появилась актриса Екатерина Гусева, которая в «Бригаде» сыграла жену его персонажа, а в «Есенине» – Августу Миклашевскую. Параллели напрашивались сами собой и многим мешали абстрагироваться от предыдущих образов.
Помимо претензий к выбору актера на главную роль, критики высказывали недовольство и по поводу трактовки образа поэта, которая, по их мнению, соответствовала обывательским представлениям о Есенине. Режиссер, драматург и писатель Юрий Ершов возмущался: «Эта линия провальна, порочна, сделана на потребу сегодняшнего времени. Люди, которые не знают Есенина, так для себя его и не открыли. Гений не виден. Нам показывают пьяницу и дебошира. И телезрителям непонятно, за что его любили выдающиеся женщины эпохи – Зинаида Райх, Айседора Дункан... Происходит отторжение, потому что показывают банальную «чернуху»: как он пьет, дебоширит. Это неинтересно. Интересно другое: что повлияло на его музу, отчего рождались гениальные стихи? Это могло стать предметом драматургии. А получился декоративный лубок».
Н. Переяслов в «Литературной газете» писал: «Вполне возможно, что для той части молодёжи, которая ничего раньше о жизни Сергея Есенина не читала и вообще только впервые узнала о нём из этого сериала, созданный Безруковым образ этакого простовато-наивного хохотуна и балагура, веселящего девиц пением похабных стихов под гармошку, покажется вполне симпатичным, и, как пишут газеты, он даже сумеет этим «приобщить её к поэзии» (что само по себе очень неплохо, хотя переполняющие фильм сцены есенинского пьянства могут эту молодёжь с таким же успехом от поэзии и отвратить), но меня всё время не покидает ощущение какой-то лёгкой клоунады, как будто мне показывают не трагичнейшего поэта России, а научившегося писать стихи Шуру Балаганова».
Режиссера и сценариста упрекали в том, что в сериале слишком мало внимания уделяется поэзии Есенина и слишком много – его личной жизни, застольям, дебошам и дракам. В оправдание создателям сериала другие критики писали, что такие акценты были расставлены по требованию продюсеров, которые хотели видеть в этом фильме современный «экшн» и в первую очередь заботились о зрелищности и эпатажности проекта. И абсолютно все сходились во мнении в одном: благодаря сериалу судьба Сергея Есенина вновь оказалась в фокусе внимания широкой публики, произошел новый всплеск интереса к творчеству поэта и загадке его ухода из жизни, а уж как представлять себе его образ и на чем делать акценты – это уже право выбора каждого читателя и зрителя.
Вместе на экранах эта пара больше не появлялась: Почему Екатерина Гусева избегала съемок с Сергеем Безруковым.