Ташизм — не случайное название. Оно происходит от французского слова tache, которое в переводе означает «пятно». Многие картины, написанные ташистами, действительно напоминают скопление цветовых пятен — ярких, светлых, чаще всего вызывающих лёгкие и приподнятые эмоции.
Основные характеристики и особенности ташизма
Ташизм часто рассматривают в качестве ответвления такого стиля, как информализм (фр. Art Informel). Последний получил своё название за отказ от использования каких бы то ни было форм. Их нет и в ташизме. Направлению свойственны:
- яркие цветовые пятна, которые часто создавались путём нанесения брызг на холст;
- обилие крупных, мощных мазков;
- эксперименты с царапинами, каплями, выдавливанием краски прямо из тюбика, использованием перфорированных ёмкостей, нанесением нескольких слоёв краски и частичным соскабливанием одного из них;
- непродуманность действий автора, его импровизация;
- ритмически повторяющиеся элементы;
- у некоторых художников — применение приёмов каллиграфии.
В произведениях, написанных ташистами, за редкими исключениями полностью отсутствует материальная, предметная составляющая. И тем интереснее этот стиль.
История ташизма
Предтечей ташизма стали попытки художников, исповедовавших сюрреализм, использовать элементы техники будущего стиля — в частности, «автоматическое письмо». Такие попытки предпринимались в 40-х годах прошлого века.
В законченном виде ташизм сформировался во Франции в 1950-х гг. Персоны, давшие ему развитие, отказались от элементов геометрической абстракции и сделали ставку на инстинктивное, интуитивное самовыражение через пятна и мазки.
В «Словаре искусства XX века», изданном в Оксфорде, сказано о том, что впервые термин «ташизм» использовали в 1951 г. Популярность к новому направлению пришла после издания в 1952 г. искусствоведом Мишелем Тапи (фр. Michel Tapié de Céleyran) книги Un Art autre.
Ташизм стал ответом на кубизм — он противопоставил ломаным линиям последнего яркостью и плавностью цветовых пятен. Кроме того, искусствоведы середины XX века рассматривали новый стиль как одну из ветвей лирического абстракционизма и ар информеля, считали его западноевропейским эквивалентом абстрактного экспрессионизма.
После Второй мировой войны начала стремительно развиваться парижская школа ташизма.
К середине 50-х гг. прошлого века художники, критики и публика Европы начали охладевать к ташизму. Художник-конструктивист и историк авангардного искусства Мишель Сёфор (фр. Michel Seuphor) заявил о том, что это направление живописи окончательно зашло в тупик.
Картины, написанные ташистами, экспонируются во многих музеях, включая крупнейшие — лондонской Галерее Тейт, берлинской Новой национальной галерее и других.
Самые известные художники-ташисты
Известные художники-ташисты громко заявили о себе в середине XX века, на которую пришёлся расцвет ташизма. В списке самых ярких имён — такие, как:
- Ханс Хартунг (нем. Hans Hartung, 1904-1989). Этот автор с юности проявлял большой интерес к астрономии. Тяга к созерцанию небесных тел и их следов отразилась в его произведениях. В «Радиации» (1962) отчётливо видны пересекающиеся линии, создающие эффект мерцания и напоминающие о движении звёзд и планет.
- Жорж Матьё (фр. Georges Mathieu, 1921-2012). Этого мастера считают основоположником абстрактной исторической живописи. События из истории нашли отражение в его картинах, написанных в стиле ташизм — например, такой, как «Капетинги повсюду» (1954).
- Асгер Йорн (дат. Asger Oluf Jørgensen, 1914-1973). Манера этого датского автора постепенно менялась с течением времени. В 50-х гг. прошлого века он тяготел к изображению на своих ташистских произведениях мрачных демонических существ, фетишей и тёмных сил. Эти персонажи просматриваются в картине «Письмо моему сыну» (1957).
- Пьер Сулаж (фр. Pierre Soulages, род. в 1919). Сквозная тема всех картин этого французского мастера — активное использование чёрного цвета. Эта тяга отчётливо видна в его работе «Чёрный и синий» (1973).
- Никола де Сталь (фр. Nicolas de Staël, 1914-1955). Излюбленными цветами этого художника из Франции были насыщенные жёлтый, синий и красный. Их сочетание можно увидеть в картине «Красные бутылки» (1948).