Ленор Тауни – родоначальница fiber art
Ленор Тауни – американская художница, чья долгая и плодотворная жизнь стала вдохновением для многих творческих людей. Она овдовела всего спустя лет брака и в поисках утешения решила заняться искусством. Она училась у бывших преподавателей Баухауза, эмигрировавших в США в годы Второй Мировой войны, много путешествовала по миру, изучая искусство и ремесло народов Азии и Северной Африки.
В ее тканых полотнах и нитяных скульптурах изощренность жаккардового плетения сочеталась с древними духовными мотивами перуанских ткачих. В свои коллажи она добавляла перья, птичьи яйца, сухие растения и отрывки текстов. В то же самое время их относят к своего рода продолжению абстракционистских опытов художников модернизма. Тауни отказалась от плоскости, переведя текстильные эксперименты в объем, придав им трехмерность, что послужило началом новому направлению в искусстве. Работы Тауни были посвящены балансу мужского и женского начала, духовной роли женщины в обществе, что сделало ее одной из ведущих художниц феминистского направления.
Рут Асава – красота, рожденная в лагерях
Рут Асава появилась на свет в небольшом калифорнийском городке в 1926 году. Уже в начальной школе она проявила большой интерес к рисованию, а ее рисунок «Статуя Свободы» занял первое место в конкурсе «Что значит быть американцем». Что значит быть американцем японского происхождения, показали события последующих лет. Когда началась Вторая Мировая война, Рут вместе с ее семьей, как и многие другие японцы, была отправлена в лагерь для интернированных. Но однажды на ипподроме «Санта Анита Парк» Рут посчастливилось встретиться с аниматорами студии Уолта Диснея. В дальнейшем поддержку молодой художнице оказывали и другие знаменитости – Бакминстер Фуллер, Джон Кейдж… И в то же время ее этническое происхождение и отношение американцев к японцам, бытовавшее в те годы, долго мешало ей получить образование и диплом бакалавра. Однако свой творческий путь Асава обрела уже в конце сороковых после поездки в Мексику и изучения местных приемов ткачества. Так появились проволочные скульптуры, напоминающие коконы и путину.
Кроме того, она активно занималась проектированием общественных фонтанов по всей территории США. Теперь страна, отвергавшая ту маленькую японскую девочку, называла именем Рут Асавы школы искусств, а ее работы уходили с аукционов за миллионы долларов. Асава никогда и никого не винила в том, как прошло ее детство – и утверждала, что именно искусство помогло ей преодолеть все невзгоды.
Джоана Васконселос покоряет Версаль
Джоана родилась в 1971 году в Париже. Спустя три года ее семья вернулась в Португалию по политическим соображениям. Ее вязаные композиции сложных форм посвящены нетривиальной интерпретации барокко и рококо. Выразителем современной эстетики художница называет… Версаль - и она стала первой женщиной, выставлявшей свои работы в Версале, самой молодой из когда-либо представленных там художников. Васконселос создает традиционные кружева – однако расположение их необычно.
Она оплетает кружевным полотном статуи и архитектурные сооружения, наряжает в кружева собак, лягушек и крабов, представляет публике кружевные чехлы для роялей и невообразимые подвесные конструкции, выглядящие так, будто огромный паук сошел с ума и решил поиграть в кружевницу. В ее работах есть ирония и мотивы игры, и коллекционеры современного искусства готовы отдать любые деньги за одну из ее кружевных салфеток.
Мичико Агано и мистические превращения пластика
Еще одна японская художница – но уже из числа современных, предпочитающих масштабные инсталляции из необычных материалов – Мичико Агано. Она использует пластик с зеркальным напылением, однако обращается с ним как с тканью – разрезает на полоски, будто желая соткать деревенский половичок. Технологии, характерные для ткани, превращают переплетенный пластик в своеобразное полотно.
Нитяная архитектура До Хо Су
До Хо Су – скульптор и театральный деятель из Южной Кореи, один из наиболее успешных корейских художников современности. В юности он, сын знаменитого художника-инноватора, мечтал стать морским биологом, однако недобрал баллов для поступления в университет. Тогда Су решил пойти по стопам отца, поступив в художественную школу – и тут нашел себе дело по душе. Сегодня его студии расположены в Лондоне, Нью-Йорке и родном Сеуле.
Переехав в США, До Хо Су открыл для себя новые темы и технологии – и, кроме того, избавился от вечных сравнений с отцом. В его работах осмысливаются концепции пространства, дома, жилища. Он использует формы современной западной архитектуры и традиционного корейского дома, сочетая их неожиданным образом. В самых известных своих произведениях он использовал шелковые и нейлоновые нити, что делало его инсталляции невесомыми, полупрозрачными и почти неощутимыми для посетителей выставки. До Хо Су неоднократно принимал участие в крупнейших биеннале современного искусства, а его работы находятся в музейных коллекциях по всему миру.
Джейкоб Хашимото – диалог культур
Джейкоб Хашимото – американский художник с японскими и ирландскими корнями, чье творчество развивается на стыке традиционных азиатских и европейских ремесел. Он часто использует воздушных змеев, плетение из синтетического волокна, сочетание цифровых технологий и оптических иллюзий.
Сегодня второе рождение переживает не только ткачество, но и текстильная кукла. Соперницы Барби, символы протестных движений и наивные Тильды, приносящие миллионные доходы своей создательнице – все это современные куклы из ткани.