На что это похоже – когда твой ребёнок сильно отличается от других, а ему предстоит учиться в школе? На что это похоже – твой ребёнок идёт в школу, и там с ним учится малыш с болезнью, странным поведением или внешности, к которой ещё не привыкли? Искусство совершает чудеса. А когда не совершает – всё равно помогает узнать и понять больше об этом мире и о людях вокруг. Есть несколько фильмов, которые стоит посмотреть, если вы задаётесь вопросами – каково это, не самый обычный ребёнок в совершенно обычном школьном окружении.
«Чудо», режиссёр Стивен Чбоски, 2017
Мальчик по имени Август, или сокращённо Огги, родился без лица. Ну, не совсем уж без лица, но его отец, увидев сына, изрядно струхнул – а врачи помчались с младенцем в операционную. К своим одиннадцати годам Огги перенёс немало хирургических вмешательств, но всё равно предпочёл бы ходить в шлеме от космического скафандра и не привлекать внимания. Однако родители отдают мальчика в школу, решив, что пришло время социализироваться. В конце концов, во всех прочих аспектах он такой же ребёнок, как и любой из их района.
Родителей Огги играют любимые зрителями Джулия Робертс и Оуэн Уилсон.
Не самые привычные для них образы. Поражаешься их теплоте и, кажется, безграничному терпению – всё это кажется не слишком реалистичным. Неужели возможно не уставать, безгранично возясь с ребёнком, который то и дело восстанавливается после операций, а поначалу, очевидно, требовал особого ухода? Но ведь почти всё время мы видим родителей тогда же, когда видят и их дети – и что происходит за пределами детского мира в их взрослом, нам неизвестно. Вероятно, так и должно быть.
На самом деле, кино нам показывает не только историю Огги, который пытается влиться в круг своих сверстников, но и историю его старшей сестры. Она переживает во многом то же, что её брат – например, предательство лучшего друга – но родители не знают об этом совершенно ничего. Виа, так её зовут, привыкла быть всегда на втором месте – так что чуть не единственное, что о ней могут сказать, это то, что она отзывчивая девочка, готовая всегда помочь с братом.
Её жизнь постоянно – сюжет второго плана, и там, где Огги готовы помогать родители, ей приходится справляться самой, хотя она сама – такой же ребёнок, только той поры, когда в жизни приключаются первые поцелуи и так отчаянно важно быть своей среди ровесников.
«Чудо» – фильм для семейного просмотра, поэтому всё закончится дружбой, миром и победой добра. Но, пока эта победа наступит, мы сполна ознакомимся с теми трудностями, с которыми сталкивается и ребёнок с особенностями внешности, и ребёнок, который по уважительным причинам всегда на втором месте для своих родителей – и это даже в самой комфортной и безопасной, более чем благополучной среде.
Цитаты:
«Выбирая между правотой и добротой, выбери доброту»
«Величие лежит не в силе, а в том, чтобы верно её применить»
«Мы все заслуживаем аплодисментов хотя бы раз в жизни»
«Я сражаюсь с великанами», режиссёр Андерс Вальтер Хансен, 2018
В центре повествования – Барбара Торсон, школьница лет двенадцати, которая ничем не больна и выглядит от природы совершенно обычно для окружающих. Но она живёт в мире своих грёз, практически не различая мир фантазий и реальный мир. Все свои поступки она соизмеряет с тем, что происходит в этом фантастическом мире, уверенная, что только она, Барбара Торсон, защищает мир от вторжения великанов (в которых нетрудно разглядеть древнескандинавских йотунов).
Барбару ненавидит главная задира класса (и Барбара неспособна дать ей настоящий отпор), с ней пытается подружиться новенькая девочка родом из Британии, София. У Барбары сложные отношения со старшей сестрой, которая пытается заменить ей мать. А ещё – фантазируют все дети, конечно, пытаясь справиться с чем-то, что их пугает слишком сильно, но Барбара постоянно рискует жизнью из-за своих фантазий. Она то оказывается под угрозой сгореть в ею же устроенном пожаре, то утонуть в море во время урагана. Она сражается с самой смертью, поэтому ей всё равно.
Нет, Барбара не больна, ей самой ничто не угрожает. Смерть хочет забрать у неё самого дорого человека…
В конце концов ей поможет школьный психолог, она сможет помириться с реальностью, но однозначно подходящим для просмотра с подростками фильм не назовёшь. Для одних подростков он слишком иносказателен, других – чересчур пугает. Но попробовать, пожалуй, стоит. Рядом с нашими детьми постоянно учатся дети, которым пришлось пережить что-то слишком большое и ужасное для их возраста. Об этом стоит задуматься.
Цитаты:
«Всё живое в этом мире умирает. Вот почему нужно находить радость в жизни, пока у тебя есть время. Не надо бояться конца. Отвергать это – значит, отвергать жизнь».
«Звёздочки на земле», режиссёр Аамир Кхан, 2007
Индийские фильмы ассоциируются у зрителя, прежде всего, с песнями и танцами. По крайней мере песен в нём точно хватает, и есть одна танцевальная сцена, обусловленная сюжетом. А ещё – это крутая социальная лента о детях, страдающих от дислексии, и о том, как мучатся их семьи.
Ишан Авасти – мальчик восьми лет, который второй год не справится с программой третьего класса, потому что, когда он пытается читать, буквы танцуют. Он – постоянное разочарование отца на фоне своего брата, отличника и спортсмена, постоянная забота своей матери, которой до сих пор приходится самой одевать и обувать сына, то и дело пытаясь вернуть его к реальности, пока он – прочь от школьных проблем – постоянно погружается в мир грёз. А для старшего брата Ишан – малыш, который отлично рисует и которому нужно ласковое слово и немного поддержки.
Старший брат может позволить себе сосредоточиться не на ошибках Ишана, а на том, что он, по сути, славный мальчуган – ведь с детей не спрашивают за их братьев и сестёр так, как спрашивают с их родителей.
Отец, не понимая, что происходит с младшим сыном, но решив, что всё дело в нехватке дисциплины, по блату (и за приличную сумму) устраивает его в закрытую школу. Но Ишан там не просто не начинает учиться лучше. Он впадает в жестокую депрессию. Его старший брат тоже сникает, не в силах наблюдать, как мучится малыш. В семье больше нет мира и покоя, а сам Ишан как-то ещё двигается, быть может, только потому, что его пытается поддержать новый друг Раджан.
На счастье, Ишана, в школе сменяется учитель рисования. Новый преподаватель, Рам Никумбх, весёлый, творческий и настроен искать общий язык с детьми. Кроме закрытой школы для мальчиков, он преподаёт также в школе для особенных детей. Он сразу понимает, что мальчик по имени Ишан – в тяжёлой депрессии, и, расспросив Раджана и посмотрев тетрадки, понимает, что знает, как помочь малышу.
Фильм, по видимости, снят как просветительский – в нём подробно объясняется всё, что касается дислексии, и показаны методики работы с детьми, страдающими от этого нарушения. Но ещё это замечательно красивая картина, с потрясающей операторской работой, качественными саундтреками и сюжетом, который далёк от чистой пропаганды. Дети с дислексией смотрят его, затаив дыхание – благо, лента очень добрая и со счастливым концом.
Многим взрослым и детям, никогда не знавшим прежде о таком нарушении, фильм тоже нравится, благодаря своим художественным достоинствам.
Кстати, картина снята на деньги Аамира Кхана, и он же играет главную роль. Возможно, в этом фильме он поднял очень личную тему. Что характерно для фильмов последних десятилетий, «Звёздочки на земле» показывают проблемы не только ребёнка с особенностями, но и его семьи, и отдельная сцена посвящена нагрузке на мать (эпизод под песню «Jame Raho»). Эту тенденцию можно только приветствовать.
Цитаты:
«Забота очень важна, мистер Авасти, в ней заключается целительная сила, она словно ладонь, успокаивающая боль. Ребёнок чувствует себя уверенней, когда знает, что о нём кто-то заботится, никогда не помешает просто так безо всякого повода приобнять его, поцеловать, просто для того, чтобы дать ему знать: ”дитя моё, я люблю тебя, если у тебя возникнут трудности, приходи ко мне, если ты оступился совершил ошибку, я всегда помогу, я всегда буду рядом”. Это и называется заботой, вы согласны со мной, мистер Авасти?»
«Чужая ненависть», режиссёр Джордж Тиллман-младший, 2018
В интернете можно встретить мнение, что в фильме – проблема, неизвестная россиянам. На самом деле и в России есть этнические меньшинства, дети которых сталкиваются с теми же трудностями, что и чернокожая девочка Старр в этой картине. Например, цыганские дети из традиционных общин.
Шестнадцатилетней Старр Картер приходится жить буквально на два мира – бедняцкое чёрное гетто, где все друзья её детства и её семья, и престижная школа, где практически все вокруг – белые ребята из благополучных семей, с которыми не поделишься деталями своей домашней жизни или теми проблемами, с которыми можно столкнуться в гетто.
Обучение в этой школе – серьёзный шанс вырваться в мир благополучия, но жизнь на два мира и сама по себе отнимает много сил…
Интересно, как даже на визуальном плане подаётся эта жизнь в двух мирах. Сцены, снятые в гетто, решены в одной цветовой гамме – желтоватой, словно старые домашние видеохроники, а в школе – в другой, чистой, яркой, превращающей всё вокруг в картинку из инстаграма, соцсети, словно созданной для того, чтобы рассказывать о своей успешности.
Старр успешно удаётся жить на два мира, пока белый полицейский не убивает выстрелом её друга детства Халила. Нет, Халил не невинная овечка – он торгует наркотиками, потому что у него нет другого способа быстро заработать много денег для больной раком бабушки. Но он был убит без причины, он был убит просто так, никем не осуждённый и не приговорённый к казни. За шесть лет до того точно так же была во время игры была убита подруга Старр – только не полицейским, а главой местной чёрной мафии.
Это те травмы, с которыми, по докладам психологов США, постоянно сталкиваются дети, растущие в чёрных гетто: у каждого из них есть знакомый, застреленный на улице безоружным.
Старр – единственная свидетельница убийства Халила, и теперь ей придётся оказаться в месте столкновения притянутых друг к другу двух миров. Бороться за справедливость – значит, оказаться под взглядами, полными ненависти и, быть может, закрыть себе дорогу в будущее. Бороться за справедливость может означать также и оказаться на прицеле у мафии, ведь в процессе борьбы всплывает слишком много информации.
Но Старр выбирает бороться со всем шестнадцатилетним радикализмом. И нет, она, в кои-то веки, вопреки кинематографическим канонам – не одиночка. На улицах поднимаются протесты. Что, говоря честно, делает жизнь и миссию Старр ещё сложнее, потому что борьбу за справедливость прощают только безупречным, а Старр и протестующие от безупречности так далеки, как обычно бывают живые люди.
Цитаты:
«Не видишь, что я чёрная, значит, не видишь мою душу»
«Тебе некогда злиться, ты отстала по учёбе»