Любовь Орлова, исполнившая главную роль, утверждала, что название фильма ее мужу, режиссеру Григорию Александрову, подсказал сам Чарли Чаплин. Зрители не знали об этом, как и том, какие страшные реалии остались за кадром жизнеутверждающей комедии…
Фильм «Волга-Волга» стал третьей музыкальной комедией Григория Александрова после знаменитых «Веселых ребят» и «Цирка», в которой главную роль снова исполнила его жена и муза, знаменитая актриса Любовь Орлова. Все эти комедии появились в период, который называют «эпохой ложного романтизма» 1930-х гг., когда полное оптимизма кино должно было проиллюстрировать сталинский лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее». К тому моменту был открыт канал Волга-Москва, что можно было продемонстрировать в фильме как одно из достижений молодой Страны Советов. Тогда же, как писал режиссер Григорий Александров, «появился лозунг «Биться за самодеятельность!», самодеятельному творчеству масс уделялось большое внимание». Из-за всех этих факторов спустя время фильм «Волга-Волга» называли пропагандистским, что, впрочем, не уменьшало его популярности у зрителей.
В середине 1930-х гг. в СССР проводилось множество творческих конкурсов и смотров самодеятельности. На одном из них Григорий Александров встретил талантливую деревенскую девушку, которую ее начальство не хотело отпускать в Москву на конкурс. Тогда у него и родилась идея снять фильм о том, как два творческих коллектива отправляются в столицу на олимпиаду художественной самодеятельности, а им в этом препятствуют бюрократы.
Поначалу кинокритики встретили фильм «Волга-Волга» достаточно прохладно. В газете «Кино» в 1938 г. писали, что «столкновение сторонников классической и народной музыки выглядит надуманным и раздутым», в другой газете это состязание называли «нелепым, искусственным и наивным». Однако после того, как в 1941 г. творческий коллектив, работавший над созданием фильма, был удостоен Сталинской премии, интонации рецензий резко изменились – в газетах появились десятки публикаций, в которых комедию Александрова называли «веселым, смешным и жизнерадостным произведением».
О том, как на самом деле «жить стало веселей», свидетельствуют судьбы участников творческого коллектива. Работа над комедией проходила в разгар Большого террора. Один из сценаристов фильма, Николай Эрдман, незадолго до начала съемок вернулся из трехлетней политической ссылки и был вынужден поселиться в Калинине, так как проживать в больших городах ему было запрещено. Из-за этого режиссеру приходилось ездить к нему для проработки сценария. Оператор Владимир Нильсен не успел завершить работу над фильмом – он был арестован, обвинен в шпионаже и через некоторое время расстрелян. Один из директоров картины, Захар Дарецкий, тоже был арестован и выслан во время съемок.
По понятным причинам фамилии этих людей не упоминались в титрах в числе создателей фильма. Актер Вениамин Смехов в своих воспоминаниях привел историю, рассказанную ему Николаем Эрдманом: «Да, когда фильм был готов и его показали Сталину, еще без титров, то Гриша приехал ко мне, где я сидел, – в Калинин. И он говорит: «Понимаешь, Коля, наш с тобой фильм становится любимой комедией вождя. И ты сам понимаешь, что будет гораздо лучше для тебя, если там не будет твоей фамилии. Понимаешь?» И я сказал, что понимаю...».
Об этом писала и Мария Миронова: «Люди пропадали. Причем бывало так: вы сидите втроем, вы и ваши хорошие знакомые. Один из них рассказал анекдот. Ваш знакомый рассмеялся, а вы нет. На следующий день знакомого нет. Кто из нас донес? Может быть, где-то прослушивание было. У Менакера всегда портфельчик был в прихожей – зубная щетка и все такое. Так что из нашей картины постепенно исчезали люди. Доснимал, по-моему, уже Петров. Александров не был очень смелым человеком, как вы знаете. И если бы он понял – я, между прочим, об этом и тогда думала, – если бы он понял, может быть, даже и не стал бы это снимать: сумасшедшая самодеятельность, которая там была, – это же все пародийно».
После того, как Сталин ушел из жизни, фильм был отредактирован – из него вырезали кадры с памятником Сталину на канале Москва-Волга и все надписи, содержащие его имя. Тем не менее, даже в те времена, когда этот фильм стали называть агиткой и госзаказом, у широкой публики комедия продолжала пользоваться большой популярностью. Во многом успех фильма был обеспечен музыкой Исаака Дунаевского, который вместе с поэтом Лебедевым-Кумачом написал композиции, названные позже песнями «на все времена». Несмотря на пропагандистский подтекст, «Волга-Волга» действительно заряжала оптимизмом, дарила надежду в трудные времена и вселяла уверенность в том, что наша земля богата талантами.
Конечно, своим успехом фильм был обязан и замечательным актерам, без которых невозможно было представить ни одну комедию тех лет, – Игорю Ильинскому, Любови Орловой, Владимиру Володину, Павлу Оленеву, Всеволоду Санаеву и молодой Марии Мироновой, сыгравшей в этом фильме свою первую заметную роль в кино. Правда, по ее словам, при монтаже картины эпизоды с ее участием были сведены к минимуму. Миронова предполагала, что режиссер принял такое решение, чтобы никто не соперничал на экране с Любовью Орловой. Изначально ее роль была большой, но молодая актриса играла так ярко, что порой затмевала его жену, а прима должна была быть одна. В результате роль Марии Мироновой стала эпизодической.
Любовь Орлова утверждала, что название этого фильма ее мужу подсказал Чарли Чаплин. Когда Григорий Александров во время визита в США отправился вместе с легендарным комиком на лодочную прогулку по бухте Сан-Франциско, он решил исполнить для зарубежного коллеги песню о Стеньке Разине («Из-за острова на стрежень…»). Якобы Чаплину очень понравилась строчка «Волга-Волга, мать родная», и он в шутку посоветовал режиссеру так назвать его следующий фильм. Александрову понравилась эта идея, и он действительно по возвращении в СССР приступил к съемкам комедии с таким названием.
Во время поездок за рубеж Григорий Александров и Любовь Орлова не раз виделись с великим актером и поддерживали с ним приятельские отношения. Чарли Чаплин часто приглашал их в Швейцарию, где поселился, уехав из США. В одном из писем, отправленных из Швейцарии, где режиссер гостил вместе с женой у Чарли Чаплина, он писал: «31 июля 55 года. Четвертый день беседуем и живем с очаровательным Чарли! Разговоры наши бесконечны. Тем так много, что нет ни конца, ни края...».
Говорят, Марию Миронову называли железной леди, а для своего сына она была непререкаемым авторитетом: Почему главной женщиной в своей жизни Андрей Миронов считал свою мать.