Представляем московских живописцев - отца и сына - Николая Константиновича и Николая Николаевича Соломиных. У вас есть уникальная возможность сравнить не только два таланта близких по крови мастеров, но и технику, манеру и стиль.
Соломин-сын
Николай Николаевич Соломин (1940 г.р.) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руководитель Студии военных художников имени М. Б. Грекова в 1989—1997 гг. Народный художник РСФСР (1991). Лауреат Государственной премии РСФСР в области архитектуры (1981). Полковник ВС СССР. С 2001 года являлся членом-корреспондентом, а с 2007-го - Академиком РАХ. Помимо множества живописных работ на счету художника значатся и диорамы: «Организация Первого Совета. Сходка на реке Талке» (в городе Кирове, совместно с М.И. Самсоновым, в 1988году); «Прорыв блокады Ленинграда» (музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, в Москве, совместно с Е.А. Корнеевым, в 1985-1988годах.)
Николай Соломин-младший – сын Николая Константиновича Соломина, участвовавшего в оформлении интерьеров столичных гостиниц Украина и Ленинградская, строительство которых в средине прошлого века было событием особой государственной важности. Именно в тот период Соломин-младший, решает идти по стопам своего отца и поступает в МГХИ им. В. И. Сурикова, окончив который в 1969 году вместе со своим однокурсником, впоследствии народным художником РФ, В. Б. Таутиевым устроился в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Именно там Соломин-младший и постиг технику письма и манеру художников-баталистов. Позднее, в своем уже зрелом творчестве, он так и останется верен перенятым реализму и академизму, полученным в студии.
Однако, невзирая на то, что Николая Николаевича Соломина прежде всего считают художником-баталистом, он в своем творчестве уже много лет предпочтение отдает мирной тематике - бытовой деревенской живописи, а также деревенским натюрмортам и пейзажам.
Каждый зритель, который хотя бы раз в жизни бывал в русской глубинке, бродил среди бескрайних полей и лугов, сидел на обрывистом берегу реки с удочкой в руках; в памяти которого ещё хранятся воспоминания о летних школьных каникулах, проведённых в деревне, или о походах в лес за грибами и ягодами с утра пораньше - непременно ощутит пронзительную достоверность пейзажей и жанровых полотен Николая Соломина. А еще необычное ощущение тепла и гармония в душе, которое остается после просмотра его удивительных картин.
"Живопись художника Николая Николаевича Соломина - быль, его творчество - жизнь, а мастерство - эталон". Являясь обладателем множества престижнейших наград и призов, он может по праву гордиться самой главной из них: широким признанием его таланта среди современных ценителей живописи. Его вполне заслуженно называют классиком современного изобразительного искусства, его уникальная живопись украшает собою ведущие картинные галереи и частные собрания, а также своды московского храма Христа Спасителя.
Он из тех художников, которые вправе сказать о себе: «Я по свету немало хаживал...». Те же творческие командировки от грековцев позволили накопить колоссальный материал, побывать в удивительных местах, познакомиться с неординарными людьми по всей России. А еще в географии путешествий художника были Монголия, Афганистан, Аляска, Китай и, разумеется, Европа.
Помимо коммерчески успешных художественных проектов, что в современном мире является едва ли не главным критерием популярности автора, Николай Николаевич состоялся как педагог одного из лучших учебных ВУЗов страны. Так, в 2005 году Соломин стал профессором кафедры историко-батальной живописи МГХИ им. В.И. Сурикова, где преподавал долгие годы.
Художественный талант может передаваться и по наследству, и по ученичеству. Сам же художник Соломин-младший называет себя «потомственным живописцем», который взял от отца все лучшее. Такая вот эстафета таланта - от отца к сыну.
Соломин - отец
Коренной москвич Николай Константинович Соломин (1916 - 1999) — российский художник, народный художник РСФСР (1983), отец Н. Н. Соломина.
После окончания семилетки в 1931 году, поступил в художественное училище памяти 1905 года. Первые три года Николай Соломин занимался на оформительском отделении, затем перешёл на отделение станковой живописи, которым в то время руководил Николай Петрович Крымов. В 1936 году, окончив училище с отличием, Соломин был без экзаменов зачислен в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где был учеником С. В.Герасимова, Г. Г. Ряжского, А. А. Деблера.
Работа молодого художника над дипломной работой была прервана Великой Отечественной войной. Николай Константинович попал на фронт в составе Народного ополчения, дошел до Берлина, побывал в немецком плену. Демобилизовавшись из армии в 1948 году, Соломин защитил диплом и в том же году был принят в члены Союза художников. С того времени Николай Константинович становится постоянным участником московских, республиканских и всесоюзных выставок. В 1974 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а через девять лет получил звание народного.
Николай Константинович Соломин был ярким представителем русской реалистической школы живописи. За чрезмерный реализм его даже упрекали в натурализме. Его работы тщательно проработаны, выписана каждая мельчайшая деталь, поэтому их хочется рассматривать подолгу, вникая в саму суть.
Художник писал в основном бытовые сцены из деревенской жизни: уборку урожая, минуты отдыха, сельские праздники. Однако этот жанр был не единственным в его творчестве. Соломин писал также исторические полотна и портреты, создавал пастельные натюрморты и карандашные рисунки.
К слову сказать, пастели Н.К. Соломина зачастую были довольно внушительных размеров, что было большой редкостью. Вообще, в технике пастели советская живопись знает довольно немного работ. Николай Константинович тут является редким исключением.
Персональные выставки народного художника Николая Константиновича Соломина проходили в Москве в 1976 и в 1985 годах, а в 2000 году состоялась посмертная выставка картин художника. Работы Николая Соломина находятся в Третьяковской галерее и в более чем двадцати региональных музеях России.