Термин «анахронизм» возник из слияния двух греческих слов: ana — «обратно, против» и hronos — «время», и обозначает отнесение события, персонажа, места действия к другому временному отрезку, отличному от текущего. Иначе говоря, анахронизм в живописи — творческий прием, когда действия или явления изображаемого исторического момента приписываются другому временному отрезку.
Пример явного анахронизма — одежда храмовых служителей на картине «Чудо с сатиром». Мазаччо изобразил Христа и апостолов облаченными традиционные одежды, свойственные описываемому времени. А слуги одеты в одежду, которая современна самому Мазаччо — короткие камзолы и узкие брюки.
На этом полотне Франсиско Рибальта изобразил духовное единение святого Франциска и Иисуса Христа, применив прием анахронизма: временной отрезок, разделяющий жизни героев картины, составляет примерно 12 веков.
Современные анахронисты (гиперманьеристы) черпают идеи своих произведений в работах художников эпохи Возрождения, барокко и маньеризма, интерпретируя их на новый лад. В их работах отчетливо видны художественные цитаты и пародии на художников прошлых веков, вплетенные в постмодернистский контекст. Произведения гиперманьеристов характеризует критический анализ исторического художественного наследия с позиций концептуального искусства.
Концептуальные художественные цитаты, используемые гиперманьеристами, формируют легко узнаваемый художественный стиль художника — например, работы Александра Ройтбурда.
Яркие современные представители этого направления — Карло Мария Мариани, Омар Галлиани, Луиджи Онтани, Стефано ди Стасио, Убальдо Бартолини, Антонио Аббате, Жан Гаруй.