Биография
Величайший художник испанской школы родился в Севилье в 1599 году. Он смог получить хорошее образование. С раннего возраста рос любознательным и хорошо обучаемым ребенком, быстро научился чтению и с юных лет начал собирать собственную библиотеку, которая к концу жизни художника превратилась в монументальную коллекцию. Судя по тематике книг и рукописей этой библиотеки, Веласкес на протяжении всей своей жизни серьезно интересовался литературой, архитектурой, историей, философией, математикой и астрономией, читал на латинском, итальянском и португальском языках. В 12-летнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. Он начал работать в Севильской мастерской Франсиско Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко. В 1623 году художник был приглашен во двор короля Филиппа IV на службу придворным художником.
Работа во дворце
Хоть и по основной своей деятельности Веласкес оставался одним из самых известных придворных художников испанского короля, наибольшую славу он получил благодаря своей прогрессивной портретной и сюжетной живописи. Именно в этом жанре за ним закрепился статус «художника Истины» как мастера высокого душевного благородства и тонкой интеллектуальности. Работая при дворе, Веласкес сумел сохранить внутреннюю свободу и человеческое достоинство. Он не подчинил свое творчество прихотям и вкусам знатных заказчиков. Работая над портретами, художник был искренне заинтересован как в передаче черт простого человека, так и его восхвалении. Ему удалось создать чрезвычайно индивидуалистические и впечатляющие работы. Веласкес остается одним из самых значимых художников испанского «золотого века» и мировой живописи в целом.
Интересные факты о Веласкесе
Несмотря на обилие работ по королевским заказам, художник находил время для написания сюжетных портретов простых людей и сцен (будь то, пряхи, шуты, прислуга и т.д.). Имея высокий статус придворного художника, Веласкес сумел подавить внешние влияния общественного мнения, которые считали эту работу унизительной, расточительной или бессмысленной, и создавал поистине неотразимые полотна.
Прямолинейность художника отразилась и в его работах: стиль живописи испанского мастера был фотореалистичен по своей природе и намного опережал свое время. Он разработал собственные техники для точного изображения деталей и нюансов, включая использование градиентов света, цвета и формы. Неспроста его называют ранним предком импрессионистов и реалистов.
Веласкес был мастером использования кьяроскуро (обработка света и тени) для создания высокой контрастности. Он использовал эту технику, чтобы выделить моменты, имеющие особое значение для зрителя, и установить общую атмосферную композицию.
Кстати, композиция была для Веласкеса стратегическим инструментом для управления вниманием зрителя с точки зрения своей собственной задумки. С этой целью он часто использовал диагональные и горизонтальные линии и сложные фокусные точки, чтобы направить взгляд наблюдателя на самую важную фигуру.
«Менины»
Шедевр Веласкеса «Менины» стал одним из самых анализируемых работ в живописи. На картине мастер изобразил собственный автопортрет в роли самого себя. Помещая себя как художника в бытовую частную сцену вместе с королевскими особами, он отметил не только положение художника как человека, которому позволено видеть моменты близости даже в семье короля, но и возвысить роль этой профессии в те непростые времена.
«Водонос»
Примерно в 1620 году Веласкес написал картину «Водонос» - портрет пожилого бедного человека в рваной коричневой мантии, подающего стакан кристально чистой воды мальчику на улице. Капли воды блестят на кремовой поверхности огромного глиняного сосуда с водой. Веласкес написал полотно в совсем молодом возрасте (20 лет), но ему удалось гениально передать важнейшую мысль: несмотря на свою бедность, водонос имеет кристально чистую душу, как та вода, благодаря которой он зарабатывает гроши на жизнь. Грубые цвета и нежная человечность картины прекрасно передают глубину сострадания художника.
«Автопортрет»
Автопортрет был написан художником в возрасте сорока лет, в период расцвета его таланта и в те самые годы, когда современники стали называть Веласкеса «художником истины».
«Портрет Хуана де Парехи»
Хуан де Пареха был севильцем мавританского происхождения и слугой художника. Он работал в мастерской Веласкеса с 1630-х годов. Пареха и сам был талантливым художником. Портрет демонстрирует силу, уравновешенность и гордость героя несмотря на его статус раба. Удивительно подобрана палитра - общие серые тона одежды контрастируют с более теплыми тонами лица. Взгляд сильный, решительный и выразительный. Портрет передает ошеломляющее чувство человеческого достоинства. Особое значение имеет здесь воротник: роскошный и дорогой, он представляет собой ослепительно насыщенную кремовую композицию. Это, конечно, не атрибут одежды низшего класса, и здесь он является символом свободы. Веласкес относился к Парехе с той же торжественностью и уважением, как это изображено на портрете. Картина - значимое свидетельство любви Веласкеса к изображению величия и чистоты простого человека .Что знаменательно - сразу после завершения портрета художник даровал своему другу свободу.
«Портрет папы Иннокентия X»
Веласкес изучал более ранние портреты пап кисти Рафаэля и Тициана, но изображение Папы Иннокентия X он написал именно таким, каким видел его: настороженный, подозрительный старик на страже мира. Мастерское написание Веласкесом деталей и украшений изумительно: шелк, лен, бархат, золото, текстуры. Использование света с различными оттенками красного и белого создают атмосферу силы и мощи властителя. На портрете папа Иннокентий X изображен настолько суровым и жестоким, что знакомые Веласкеса были обеспокоены тем, что папа будет недоволен работой. Увидев свой портрет, он сказал художнику: «Слишком правдиво», но в итоге одобрил результат.
Как и другие великие мастера, Веласкес был творцом своей эпохи, и независимо от предмета работы - будь то изображение богов, королей или аристократов, карликов или художников - его работы продолжают жить после его смерти. На самом деле, некоторые выдающиеся художники в истории считали Веласкеса своим кумиром. В число этих художников входили Пол Сезанн, Эдуард Мане и Пабло Пикассо и др. Именно талант и страсть художника к внедрению новых техник в живописи сделали Веласкеса одним из лучших художников в мире.