Малая Азия — родина Антиноя
Родиной Антиноя была Вифиния. Это регион на северо-востоке Малой Азии, в районе Проливов. В древности его заселили фракийцы, позже греческие колонисты из Аркадии основали здесь несколько городов. В Эллинистическую эпоху Вифиния стала независимым царством, которое в I веке до н. э. стало римской провинцией.
Антиной родился в полисе Клаудиополь. Его рождение пришлось на ноябрь или месяц Кибелы, богини земли, которую почитали на его родине. Предположительно, день его рождения — 27 ноября. Учитывая, что все источники говорят о юности Антиноя в момент гибели, он родился между 110 и 112 годами.
Имя Антиной было редким. Самым знаменитым его носителем был персонаж «Одиссеи», предводитель женихов, претендовавших на руку Пенелопы. Жители Клаудиополя были потомками колонистов из Аркадии и, в частности, ее города Мантинеи. Одной из основателей этого города была женщина по имени Антиноя. Как потомки мантинейцев, жители Клаудиополя могли использовать это имя.
О семье Антиноя неизвестно ничего. Возможно, в его жилах текла кровь не только греков, но и других народов. Поздние авторы выдвигали свои теории. Жак Гардуэн в XVIII веке считал, что Антиной — не любовник, а внебрачный сын Адриана. Историк Пиджоан предположил, что Антиной был сыном какого-то восточного князя, которого отправили в Вифинию в качестве заложника после войны Траяна с Парфией.
Молчание источников о семье Антиноя означает, что его семья не принадлежала к верхушке Клаудиополя. Скорее всего, они были достаточно состоятельны — землевладельцы или мелкие торговцы. Из источников ясно следует, что Антиной получил образование. Скорее всего, он посещал палестру наряду с другими свободнорожденными юношами своего города.
Время встречи Антиноя с императором неизвестно. Высказывались разные точки зрения — от 123 до 128 года н. э. Предположительно, юноша покинул родной дом в 123 году н. э. и присоединился к свите императора. Он отправился в Рим, где учился в придворной школе для юношей. Возможно, Адриан еще даже не был знаком с Антиноем. Юношу могли выбрать для придворной службы приближенные императора.
Пока Антиной учился и начинал службу во дворце, Адриан продолжал путешествие по империи. В 125 году н. э. император вернулся в Рим. Через три года он отправился в Грецию со своим новым любовником — Антиноем. Его знакомство с ним должно было состояться после возвращения Адриана в Рим.
Бюст Антиноя: юный охотник
К этому времени вифинец вошел в ближайший круг императора. Одним из главных увлечений Адриана была охота. Император охотился на вепрей и львов, затем его победы выбивали на медальонах, поэты посвящали стихи его победам.
Возможно, именно мастерство охотника сделало Антиноя любимцем Адриана. Современные ему источники запечатлевают фаворита императора в образе охотника. Таким он изображен на монетах Коринфа, Эфеса и Тиона. На Арке Константина фаворит Адриана изображен преследующим вепря, считавшегося самым опасным среди диких зверей.
Поэт Панкрат превозносил качества Антиноя как охотника. В частности, он сохранил историю об охоте Адриана и его фаворита на льва. Император позволил юноше нанести зверю решающий удар.
Путешествие на восток
На рубеже августа и сентября 128 года император и его свита сошли на берег в Коринфе и по суше отправились в Афины. Адриана сопровождала его жена Сабина, ее сестра Вибия Матидия и их придворные дамы, среди которых была образованная женщина и поэтесса Юлия Бальбилла. Эта женщина происходила из рода царей Коммагены, увлекалась астрологией. Возможно, именно она предложила императору совершить роковую поездку по Нилу. Спутниками Адриана были Антиной и братья Цезерний Статиан и Цезерний Македон.
Целью императора и его свиты были проходившие в Афинах Элевсинские мистерии. Тремя годами ранее Адриан достиг низшего ранга посвящения в мистерии и теперь рассчитывал достичь высшего статуса посвящения — эпопта («увидевшего»). Антиной был посвящен в Элевсинские мистерии вместе со своим покровителем. Во дворе храма была воздвигнута статуя Антиноя, которая запечатлела его в момент посвящения в мистерии.
Посвящение в Элевсинские мистерии давало людям надежду и позволяло преодолеть страх смерти. Возможно, пережитый в Элевсине опыт подвиг Антиноя на самопожертвование через два года после посвящение в тайну жизни и смерти.
Император и его свита пробыли в Афинах до марта 129 года. Зиму они провели в торжественных церемониях, пирах и философских диспутах, в которых могли себя показать юноши из свиты правителя империи. В Афинах Адриан позволил эллинам почитать себя как бога. Греки провозгласили его воплощением Зевса Олимпийского. В Афинах и греческих полисах Малой Азии нашли десятки статуй и алтарей, посвященных Адриану-Зевсу.
В марте Адриан и его приближенные приняли участие в Малых Элевсинских мистериях и отбыли в Азию. Правитель империи посетил города побережья Малой Азии. В Милете были построены огромная баня и палестра, за что Адриан удостоился благодарности горожан. Жителям Тралл император подарил 60 тысяч модиев египетской пшеницы.
В Фаселиде Адриан удостоился почестей как воплощение Зевса, а его жена Сабина как воплощение Геры в городе Патара. Здесь в Малой Азии Адриан и Антиной проводили время за охотой. Знаменитая охота на вепря, запечатленная на Арке Константина, скорее всего, состоялась именно здесь.
Летом императорская процессия села на корабли и отбыла в Киликию. В июне 129 года они были уже в Антиохии (Сирия). В этом городе и возможно в более южной Герасе Адриан провел зиму.
Посетив в следующем году Иерусалим, император задумал превратить его в римскую колонию. Он приказал перестроить город, переименовать его в свою честь, переселить туда греческую общину, а также превратить Храм Иерусалима в храм Зевса. Чуть позже недовольство иудеев вылилось в восстание Бар-Кохбы.
В августе 130 года император и его приближенные прибыли в Александрию Египетскую. Как и в Афинах Адриана встречали официальные лица. Но после Александрии правитель империи решил отправиться к западу от Нила — в Ливию.
В этих землях завелся чудовищный лев, опустошавший многие места и даже сделавший их необитаемыми. Это был двухметровый зверь с темно-желтой шкурой. Страстный охотник Адриан не мог устоять перед соблазном добыть такого зверя и в первые дни сентября отправился в Ливию вместе со своими молодыми спутниками.
Описание охоты сохранил тот же поэт Панкрат. Адриан и его спутники преследовали льва. Зверь остановился, развернулся, а охотники придержали коней. Антиной и Адриан оказались впереди других и на расстоянии прыжка льва. Император бросил в зверя копье, но не убил его. Он хотел, чтобы решающий удар нанес Антиной. В этот раз юноша не успел — лев ударом лапы сбил его с коня.
Папирус со стихотворением испорчен, но из сохранившихся фрагментов можно понять, что Адриан успел спасти своего возлюбленного и добить опасного зверя. Этот момент запечатлен на медальоне. После охоты император посвятил свое копье в храм Геракла.
Для Адриана победа над хищником была пиком его правления. Он показал себя достойным славы древних героев и полубогов. Он избавил земли своих подданных он разорявшего их зверя.
Гибель Антиноя
В октябре император и Антиной сели на речные суда и отправились по Нилу. Адриана сопровождала большая свита — префект Египта, офицеры римской армии, философы и поэты.
Путешествие по реке началось от Гелиополя. По пути император останавливался осмотреть древние монументы и храмы. Корабли остановились в Гермополе. Этот город был центром поклонения богу знания Тоту, которого отождествляли с греческим Гермесом. Гермополь был популярным местом для греческих путешественников.
Незадолго до визита Адриана и Антиноя около Гермополя в Ниле утонула юная девушка Исидора. Поскольку Нил был священным, погибшая удостоилась культа. Египтяне почитали ее как воплощение Исиды, греки — как новую речную нимфу. Перед глазами Антиноя был пример посмертной участи человека, нашедшего гибель в реке.
В последнюю неделю октября 130 года Антиной утонул в Ниле. Античные авторы скупо писали об этой трагедии. Дион Кассий, ссылаясь на слова Адриана, писал, что юноша утонул в Ниле. Автор биографии Адриана написал, что император потерял своего Антиноя во время плавания по Нилу.
Авторы допускали, что гибель юноши могла быть жертвоприношением. Предполагали даже, что Антиной сам бросился в реку, чтобы отвести несчастье от своего повелителя. Аврелий Виктор в труде «О цезарях» писал, что Адриан хотел продлить свою жизнь. Египетские жрецы ответили, что это возможно, если кто-то согласится умереть за него. Антиной, узнав об этом, принес себя в жертву.
На этом закончилась короткая и небогатая событиями жизнь Антиноя. Намного интересней была его судьба после гибели в Египте, когда усилиями императора юный вифинец стал почитаться как бог.