Крылов: дорога к перу
Будущий баснописец родился в эпоху правления Екатерины II в Москве. Рос он в небогатой семье русского офицера Андрея Крылова. В период Восстания Емельяна Пугачёва отец Ивана Андреевича находился в осаждённой восставшими казаками и крестьянами Яицкой крепости. Занимаясь обороной крепости, Андрей Прохорович чуть не погиб. Семья Крыловых в это время находилась в Оренбурге, который тоже попал в осаду. Фамилия Ивана Андреевича даже попала в пугачёвские списки людей, приговорённых к смертной казни через повешение. Мальчику тогда было всего четыре года. К счастью, семье будущего литературного гения удалось спрятаться от мятежников.
Пережив страшный голод, настигший Оренбург во время Пугачевского восстания, юный Крылов вместе со своими родными переехал в Тверь. Там Крыловы жили бедно: несмотря на героизм главы семьи, проявленный в период обороны Яицкой крепости, Андрею Прохоровичу не платили крупную пенсию за былые заслуги. Когда отец умер, Ивану было десять лет, и тогда денежный вопрос в семье обострился ещё сильнее.
Будущий баснописец не мог позволить себе получить качественное образование. Денег в семье хватало только на еду, и Крылов достаточно рано был вынужден пойти работать подканцеляристом. Однако юноша унаследовал от родителей любовь к саморазвитию. С подросткового возраста Иван Андреевич увлекался театральным искусством и поэзией. Материально обеспеченные соседи Крыловых проявили доброту, позволив молодому Ивану присутствовать у них в квартире на домашних уроках, изначально предназначенных для их детей.
Крылов продвигался по службе и вскоре стал приказным служителем в казённой палате. Работа не помешала Ивану Андреевичу заниматься самообразованием. Читая книги и вдохновляясь ими, подросток начал сам создавать художественные произведения. В 15 лет он написал в стихотворной форме оперу «Кофейница». Ирония и другие комические приёмы, проявившиеся в «Кофейнице», определили вектор развития творчества Крылова: после оперы будущий классик русской литературы взялся за написание злободневных эпиграмм и комедий, пропитанных сатирой. Иван Андреевич начал экспериментировать с жанрами и формами произведений, и со временем он попробовал писать басни, первые из которых публика и критики встретили достаточно холодно.
Переехав в Санкт-Петербург, Крылов вдохновился театром, начинавшим набирать популярность в Российской империи. Это сказалось на развитии диалогов главных героев в произведениях юного писателя.
Через несколько лет Крылов приступил к изданию своего собственного журнала, получившего название «Почта духов». В нём Иван Андреевич осмеивал пороки современного общества. Журнал просуществовал меньше года. Литературоведы и биографы баснописца до сих пор спорят о причинах закрытия издания Крылова: либо цензоры устали терпеть высмеивание норм русского общества, либо маленькое количество подписчиков и материальные убытки сделали дальнейший выпуск журнала невозможным.
Несколько лет Крылов писал различные сатирические произведения в стол. В 90-ые годы XVIII столетия Иван Андреевич, ставший владельцем типографии, начал издавать сатирический журнал «Зритель», в котором он проявил себя не только как творец, но и как журналист-редактор, а также автор публицистических статей.
К концу XVIII века Крылов сблизился с Сергеем Голицыным. Иван Андреевич часто играл в шахматы с князем, занимался культурным воспитанием его детей. Получив выгодную должность через несколько лет при Александре I, Голицын активно помогал писателю. Поддержка не ограничивалась финансированием будущего баснописца — князь предоставил Крылову должность правителя канцелярии в Риге, которая позволяла творцу совмещать выгодную работу с написанием художественных произведений.
В тот период жизни Крылов был увлечён не баснями, а драматургией. И именно как знаменитый драматург Иван Андреевич вернулся в столицу Российской империи: русская публика оценила комедию «Пирог». С того момента имя Ивана Крылова гремело по всей России. Однако в историю он вошёл как автор басен.
Главный баснописец России
Крылов не был первым человеком, обратившимся к жанру басни в России: до Ивана Андреевича их создавали такие мастера пера, как Симеон Полоцкий и Михаил Ломоносов. Однако они предпочитали преимущественно творить в иных жанрах. Поэтому Крылов стал настоящим новатором в русской литературе.
Литературоведы отмечают две основные особенности басен Крылова, обеспечивших их уникальность. Первое — это невероятно богатый на афоризмы язык произведений Ивана Андреевича. Каждое произведение автора «Стрекозы и Муравья» наполнено крылатыми фразами, ушедшими в народ. Также филологи отмечают «народность» героев Крылова. Высмеивая пороки людей в образах различных животных, баснописец вывел на страницах своих произведений русский характер и все присущие ему черты.
Первые басни Крылов начал писать в раннем возрасте, но до уровня «Вороны и лисицы» им было ещё далеко. Молодой Иван Андреевич тогда только искал свой литературный стиль.
Всё изменилось, когда в 1805 году Крылов продемонстрировал поэту-сентименталисту Ивану Дмитриеву свои переводы басен французского писателя Жана де Лафонтена. Иван Андреевич в тот вечер услышал много одобрительных отзывов и решил поменять вектор творчества. Крылов издал несколько басен в литературных журналах, а его драматургия приобрела ещё более сатирический характер. Писатель стал активно использовать аллегорию — художественный приём, в основе которого лежит выражение мысли или морали в конкретном образе. Крылов высмеивал пороки общества через характеры персонажей-животных.
Со временем Иван Андреевич начал переводить произведения древнегреческого поэта-баснописца Эзопа. Уже в 1809 году Крылов выпустил первый сборник басен, в который вошли произведения, в будущем ставшие классическими. К примеру, в сборнике были напечатаны «Петух и Жемчужное Зерно» и «Ворона и Лисица». Сборник Крылова стал популярен, он пользовался большим спросом, а басни из него часто становились темами для обсуждения в литературных салонах начала XIX века. Ни один русский поэт до Крылова ещё не получал столь массового общественного признания, какое пришло к баснописцу.
В 10-ые годы XIX столетия Крылов работал в Императорской публичной библиотеке, вошёл в состав Российской Академии, посещал литературные общества. Во время Отечественной войны 1812 года басня Крылова «Волк на псарне», в основу которой лёг исторический контекст, стала настоящим символом защиты России от армии Наполеона Бонапарта. Строки из этого произведения знали наизусть многие русские офицеры, поднимавшие боевой дух среди войск, читая крыловские строки.
В 1825 году сборник басен Крылова был опубликован на французском языке в Париже, и Иван Андреевич обрёл популярность за пределами Российской империи.
Впрочем, на родине баснописца любили и чтили больше. Крылова часто приглашали в гости представители высшего света, а его басни с радостью слушали на творческих вечерах в дворянских салонах. Молодой поэт Александр Пушкин, подружившийся с Крыловым, очень часто слушал литературные советы «русского Эзопа».
А в 1838 году русское общество организовало праздник в честь Ивана Андреевича: в Петербурге отметили 50-летний юбилей творческой деятельности баснописца. Поэты писали торжественные стихи, посвящённые Крылову. Даже российский император Николай I сделал подарок автору сатирических произведений, наградив Крылова орденом Святого Станислава II степени.
Один из крупнейших критиков Российской империи Виссарион Белинский хвалил Крылова в своих литературных рецензиях. «Неистовый Виссарион» так говорил о творчестве Ивана Андреевича: «Число читателей Крылова беспрерывно будет увеличиваться по мере увеличения числа грамотных людей в России…».
Крылов продолжал писать великие басни до конца жизни. Умер Иван Андреевич в 1844 году от воспаления лёгких. Его смерть оплакивали многие представители интеллигенции.
Итог творческой деятельности Крылова точно описан в строках поэта Петра Вяземского:
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят…».