То, насколько изменились обычаи, традиции и нравы киевлян отмечали европейские соседи. Теперь это было население, скорее тяготеющее к азиатскому менталитету, нежели к европейскому. Время расставило все по своим местам, но привычки, которые остались от татаро-монголов, встречаются до сих пор, включая и некоторые слова, что лишь подтверждает, что нашествие татаро-моголов заложило свой культурный пласт.
До нашествия русские князья активно общались с европейскими домами и были в них частыми гостями. Многие состояли в родственных отношениях, потому что взять в жены дочку европейского короля или выдать свою замуж за зарубежного герцога, было делом житейским. Но после того как Киевская Русь оказалась под игом, в отношениях с Европой наметилась длительная пауза. Когда же русские снова стали контактировать с соседями, последние не преставали удивляться произошедшим переменам, перед ними было государство, в котором царили восточные традиции, основанные на славянских догмах.
Несомненно, нельзя однозначно сказать, откуда пошла та или иная традиция или обряд, однако сложно переоценить роль Золотой Орды в жизни Руси. Справедливости ради стоит заметить, что последствием было не только разгром и опустошение, но новые тенденции в развитии, которые стали причиной подъема Москвы и создания единого государства, а не разрозненных княжеств. Многие именитые историки сходятся во мнении о том, что опыт внешнего врага вынудил разрозненные княжества объединиться между собой.
Из безусловных плюсов стоит отметить и тот факт, что монголы были кочевым народом, которые применяли совершенно иные способы управления государством, использовали другие военные методы. Именно после татаро-монгольского ига началось вынужденное освоение северной части, туда переселялось местное население, пытаясь спастись от захватчиков бегством. Не будь этой опасности неизвестно что и когда бы вынудило людей ехать в сложные для жизни регионы.
Почему именно Москва?
До того как на русские земли пришли монголы, лидерскими позициями обладало Владимирское княжество, а Москва лишь была его частью. Поскольку от татаров сильнее всего досталось крупным городам, то население из них хлынуло в западном направлении, благодаря чему увеличилось число населения Москвы и Твери.
Вероятно, в будущем Москву бы ждала схожая участь, но местные князья умудрились найти общий язык с ордынскими ханами. Понимая, что они также заинтересованы в регулярном получении дани, и намереваются использовать русское войско для дальнейших завоеваний, московские князья понимали, что их процветание и стабильность нужно и золотордынцам.
Процесс настолько затянулся, что даже сами захватчики упустили тот момент, когда Москва окрепла настолько, что стала представлять угрозу. В этом сыграла свою роль Куликовская битва, став ключевым моментом в объединении Руси.
До того как на русские земли вторглись захватчики, торговые связи велись исключительно с соседями с юга и северо-запада. После того как на русских землях стала господствовать Золотая Орда, ключевую роль начинает играть восточное направление. Москва, находящаяся на границе двух миров, стала играть важную роль в торговле между ними.
Помимо торговых преимуществ у Москвы было и тесное сотрудничество в плане военной техники и тактики ведения боя. Если русичи использовали по старинке меч, то от татар-монголов переняли саблю, стали более легкими и маневренными по сравнению с рыцарями, которые носили на себе и с собой огромное количество доспехов и оружия.
Несмотря на взаимовыгодное сотрудничество, Золотая Орда воспринимала Русь как свои вотчинные земли, которая приносит прибыль и дает воинов. У них был собственный «шкурный» интерес, ради соблюдения которого они даже проводили перепись населения – весьма прогрессивный шаг для этого периода.
Именно татары-монголы организовали на завоеванной территории централизованную систему перевозок. Главной причиной была ямская повинность. Подношения для хана должны были доставляться быстро, регулярно и в целости и сохранности. Для этого организовывается специальная служба – ямщиков. Киевская Русь тоже имела средства сообщения и торговые пути, но активное развитие эта сфера получила только после того как в дело вступили завоеватели.
Система сбора налогов была одной из самых совершенных в мире на тот момент. Русские ее даже переняли и использовали в последующем. Главные ее принципы заключались в двух моментах: он не превышала возможности налогоплательщиков, то есть была посильной, но и в то же время не слишком легкой. И взыскивалась она в обязательном порядке, причем путем устрашения и жестокими методами. Это позволяло держать тонкое равновесие – не давало обеднеть окончательно, но и окрепнуть для свержения ига тоже.
Бытовые привычки и межличностные отношения, оставшиеся от завоевателей
На самом деле многие бытовые привычки, включая суеверия, имеют татаро-монгольские корни. Например, привычка не передавать предметы через порог, по мнению многих исследователей, пришла именно от тюрков. Или обычай подкидывать, «качать» на руках предводителя, лидера тоже пришел от монгол, у них было принято несколько раз поднимать вверх избранного хана. Игры с ноткой азарта русским тоже привезли завоеватели. Включая шахматы, до 13 века об этих играх нет никаких упоминаний вовсе. Именно в это время огромную роль стала играть церковь, завоеватели понимали, насколько важную миссию она выполняет, ограничивая людей лучше любых законов и устрашения.
Культуре востока присуща пышность, роскошь и подчеркивание привилегированного положения. Толпа «советников», а проще говоря, тех, кто способен только льстить хану, была заимствована как явление именно от монгольских ханов. Отсюда же берет начало поклонничество – поцелуи в руку, коленопреклонение, поклоны и всяческое принижение себя самого. Эта привычка принижения человеческого достоинства перед теми, кто наделен властью до сих пор широко распространена в России.
С тех самых времен князья стали едва ли не посланниками божьими на земле, стали жить значительно лучше обычных людей, в огромных палатах, владеть несметными богатствами, лучше есть, лучше жить и ни в чем себе не отказывать, даже если их народ бедствовал и умирал от голода. Они стали носить роскошные одежды, использовать золото и серебро для шитья, расшивать драгоценными камнями. Отсюда и пошла традиция одарить со своего плеча. Ведь в чем бы была суть подарка, если бы он не был дорогим, как, например, камзол, расшитый рубинами и изумрудами. В русском фольклоре это стало именоваться «барским плечом», тогда как традиция исключительно татарская.
Вообще восточные мотивы прочно вошли в русский быт. Мужчины стали отращивать бороды и брить голову, носили маленькие аккуратные шапочки повсеместно, вообще перестав выходить без головного убора. Даже сапоги стали с загнутыми носами. Башни с луковидными наконечниками стали строить именно с тех времен, они на самом деле построены по тюркскому образцу, хотя сейчас и преподносятся как исконно русский стиль.
С этого же времени пошла традиция сажать на кол, наказывать кнутом, ударами палок по пяткам и другие жестокие пытки и казни.
Патриархат и гендерное неравенство как наследство с Востока
Патриархат, который оказался весьма прочным и живучим для российского общества, объясняется именно мусульманским затворническим образом жизни женщин и отношения к ним. Да, на сегодняшний момент не идет речи о том, что женщина должна быть заперта дома, не иметь собственных интересов и круга общения. Однако в обществе все так же сильно мнения о том, что место женщины дома у плиты, с детьми, причем последних лучше как можно больше. Именно с тех времен девушек стали выдавать замуж, не спросив на то их дозволения. Нередко они даже не были знакомы с будущим мужем.
Такое отношение к женщине, помноженное на любовь русичей к выпивке, дало весьма специфические результаты, сделав российских женщин «универсальным солдатом», который и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Но при этом практически ни на что не имеет права, а если она разведена или осталась без мужа, то ее же и будут жалеть, дескать, без надежного плеча осталась.
Русских женщин тоже стали запирать по теремам. А на улицу выходили только в сопровождении мужа, отца или брата. Даже в церковь сходить самостоятельно они не могли, только с семьей или кем-то из мужчин-родственников. Браки тоже стали заключать исходя из родительских предпочтений, а не по симпатиям молодых. Сведения, которые рассказали о том, какие формы приобрели формы ухаживания и знакомств не сохранились. Но именно глядя на восточных красавиц, русские девушки стали краситься.
Белила и румяна уже были в арсенале местных девушек, а вот подчеркивать глаза, ресницы и брови сурьмой и другими красками научились именно от восточных народов. В результате получалось дичайшее сочетание «вырви глаз». Белое лицо, румяные щеки в сочетании с черными бровями и ресницами производили ошеломительный эффект. Хотя в самой Орде в ту пору вообще было принято красить зубы в черный, тенями красить под глазами.
Можно сказать, что татаро-монголы кардинально изменили отношение к женщине и ее положению в обществе. От былого равноправия, которое по европейскому образцу было принято в Киевской Руси, не осталось и следа. Вероятно, местные мужчины решили, что патриархат кочевников весьма удобен и охотно переняли их способы построения отношений с женщинами. С тех пор мужчина стал добытчиком и охотником, а женщина существом ниже по ступени иерархии. При том, что на Руси, традиционно большую часть работы делали женщины.
Женщин еще очень долго держали в теремах. Особенно это касается богатых представителей и зажиточных семей. Это нашло отражение во многих сказках, где девица дожидалась в темнице или высоком тереме своего доброго молодца, а решающую роль в выборе спутника жизни для дочери играл ее отец.
Захватчики изменили отношение русских не только к женщинам, но и военному делу. Самым востребованным оружием становится сабля и лук, изменяются по восточному прототипу все элементы упряжи. Активно используют различные хитрости, военную сноровку, нападают из засады и не принимают честного боя, как это было принято раньше. Это как раз и не вызывает удивлений, ведь Русь оказалась завоеванной именно потому, что военная подготовка была не столь совершенной как напавшей армии, а значит перенять их опыт – значит стать более совершенным в военном деле.
Татаро-монголы ежегодно увозили рабов тысячами, причем большая их часть (почти 80%) это были девочки и совсем юные девушки, начиная от 8 лет. Никто не мог помешать этой мерзкой традиции, а зажиточные семьи выкупали своих девушек обратно, сумев собрать для этого необходимую сумму. Причем продолжалось это до 17-18 веков. По современным подсчетам было увезено более 6 млн человек.
Тюркское влияние на русский язык
Столь долгое взаимодействие и общение не могло не отразиться не только на манерах ведения хозяйства, военном деле и отношении к женщинам, но и на русском языке. Влияние татаро-монгол на русский язык сложно переоценить, ведь огромное количество слов, имеющих тюркские корни, настолько глубоко вошли в русский лексикон, что не воспринимаются как заимствованные.
Больше всего таких слов в сферах, где славяне и татаро-монголы контактировали чаще всего. В первую очередь, это касается денег, платы налогов и военного дела. Пожалуй, самым общепринятым словом, которое используется и по сей день, имеющим тюркские корни является «деньга». Казна, таможня (от «тамга») тоже татаро-монгольские обозначения. Если говорить о военном деле, то привычный «караул» появился оттуда же. Более того, традиционный для русских клич «Ура!», с которым шли в бой советские солдаты для устрашения немецкого врага и поднятия собственного духа, некогда было привезено золотоордынцами. Монголы, для боя использовали крик «ургаша», что в буквальном смысле означает «вперед».
Татарский след есть и во многих пословицах, поговорках и устоявшихся выражениях. Например, пословицу про коня и его зубы или собаку, лающую на караван привнесли в русский фольклор именно золотоордынцы. Их след находят даже в частушках, которые, казалось бы, являются олицетворением русской культуры и исконно русского фольклора. Именно с тех пор пошло использование суффикса «щик», чтобы обозначить профессию. В ту пору, например, появился «ямщик».
Огромное влияние захватчики оказали на культуру питания, принеся с собой пряности, специи и другие особенности своей кухни, которые показались для русских весьма привлекательными. Например, популярные по сей день перец, мускатный орех, корица и имбирь появились на Руси вместе с золотоордынцами. Не то чтобы их специально привезли русским, точнее возили через территории Киевской Руси, так они и попадали на столы русских князей. Тогда же славяне попробовали дыни, арбузы и охотно едят их до сих пор.
У кваса, который считается русским напитком, примерно такая же история возникновения. Его изготавливали благодаря тому, что монголы возили через территорию славян свои продукты. Манты, рис, лапша, и, конечно же, сухофрукты, появились на Руси именно благодаря Золотой Орде.
Несмотря на то, что со стороны славян общение и сотрудничество во многих сферах было вынужденным, так или иначе тюркские народы оставили свой след в русской культуре, отголоски которых слышны до сих пор. Нельзя сказать, что это носило исключительно негативный оттенок, напротив, в определенной степени расширяя возможности народа и делая его кругозор шире, а приспособленность к жизни – выше.