Несколько слов об уникальном мастере
Осенью 1840 года во французской столице родился Оскар Клод Моне, выдающийся живописец, один из основателей импрессионистского стиля в мировом искусстве. На сегодняшний день этот автор занимает третью строчку в топе самых дорогих художников мира, а его знаменитые кувшинки, маки, бесконечные поля, стога скошенного сена в Живерни стоят в одном ряду с самыми дорогими живописными полотнами, заявленными на аукционах.
Моне вошел в сокровищницу мировой живописи, прежде всего как новатор. Именно он первым развил новые живописные приемы письма, называемые импрессионизмом, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал писать один и тот же объект или мотив по несколько раз при различном освещении и погодных условиях.
Многие критики и коллеги-художники называли Клода Моне «человеком солнца», и не безосновательно. Яркие лучи, струящийся из его полотен, буквально увлекают зрителя в удивительный мир атмосферных явлений, наполненных лучезарным светом, воздухом и цветом.
Однако, как и у большинства первопроходцев, жизнь художника складывалась довольно сложно, особенно беспокоило художника здоровье. Уже в зрелом возрасте у него начались проблемы со зрением, а к концу жизни он и вовсе ослеп из-за двойной катаракты. Примерно с 1905 года и до конца своих дней, а умер Моне в 1926 году, он целиком погрузился в изображения кувшинок на поверхности воды, не имеющей линии горизонта.
И то огромнейшее наследие, оставленное Клодом Моне потомкам, считается бесценным достоянием всего человечества, лучшие экспонаты которого хранятся в ведущих музеях, галереях и частных собраниях коллекционеров по всему миру.
Цикл живописных произведений Моне из 25 полотен
Оказывается, не многие знают, но в художественном наследии Моне картин с изображением стогов сена на скошенных полях существует ни много ни мало, а двадцать пять штук. Они то и составляют серию полотен, написанных живописцем в 1890-х годах в Живерни, где находился его дом. И львиную долю известных своих творений Моне, вдохновленный окружающими природными пейзажами, создал именно в Живерни, в собственном саду. В настоящее время усадьба художника является музеем, хранящим среди ценных экспонатов личные вещи, письма, архивы и картины импрессиониста.
Возвращаясь к знаменитой серии, хотелось бы отметить, что на самом деле в стога, которые изображал художник на своих холстах, собиралось вовсе не скошенное сено. В такие скирды работники французской коммуны в Живерни сваливали снопы зерна, после чего их обкладывали толстым слоем соломы и накрывали конусными крышами из сена, чтобы защитить урожай от влаги и грызунов.
Ценность цикла работ Моне заключена в том, что художник изображал стога при различном освещении, в разное время года и под влиянием совершенно разных атмосферных явлений. И несмотря на один и тот же мотив, используемый мастером, все холсты кардинально отличаются один от другого: и по гамме цветовой палитры, и по технике исполнения, и по атмосферным эффектам и по времени года.
Хотелось бы также отметить, что семнадцать пейзажей из двадцати пяти хранятся в крупных публичных коллекциях, например, в Метрополитен-музее, Музее Орсе, Институте искусств в Чикаго и многих других ведущих галереях. А вот восемь - в частных собраниях коллекционеров.
Лот майских торгов, ушедший с молотка за 111 миллионов долларов
И вначале мая одно из этих восьми полотен Моне вместе с другими лотами было выставлено на всеобщее обозрение в галерее Sotheby’s в Нью-Йорке. Это был первый публичный показ «Стогов сена» за последнее тридцатилетие.
«Эту картину во всей серии выделяет уникальная перспектива, динамичная композиция и яркая палитра красок. В центре работы пересекаются сильные диагональные линии (одна из них направлена вправо, вторая образована наклонными лучами солнечного света), заземляя слои сложных мазков и направляя взгляд зрителя через холст. В результате получился захватывающий пейзаж , который излучает чувство глубокой гармонии и благополучия», — так охарактеризовали картину перед торгами специалисты от искусства.
А уже 14 мая состоялись аукционные торги, на которых предварительно оценённый холст кисти знаменитого Моне в 55 миллионов, ушел с аукционной распродажи произведений импрессионистов и модернистов с мировым именем за цену, превышающую заявленную организаторами аукциона ровно в два раза.
"Картина Клода Моне стала бесспорным победителем торгов, получив $110 747 000. Это стало новой рекордной ценой, за которую когда-либо покупали работы этого художника", - из экстренного сообщения аукционного дома Sotheby's сразу же после распродажи. Однако, к сожалению, имя покупателя, который опередил других пятерых участников торгов, длившихся около восьми минут, организаторами названо не было.
Кроме того, это событие стало первым случаем, когда полотно, написанное в манере импрессионизма, ушло с торгов за более чем за $100 миллионов.
И, что примечательно, за три с половиной года до этих торгов, в ноябре 2016 года, аналогичная работа Моне «Стог сена» ушла с молотка на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 81,4 миллиона долларов, что также оказалось почти в два раза дороже заявленной стоимости. Тогда эта картина стала самой дорогой работой Моне, реализованной когда-либо на публичных торгах. Она также побила рекорд 2008 года, который установил пейзаж импрессиониста «Пруд с кувшинками», проданный за 80,4 миллиона долларов.
Немного о судьбе полотна «Стога сена», проданного на майских торгах
Прекрасная и эффектная серия полотен «Стога сена», состоящая из 25 картин, самая значимая в бесценной сокровищнице наследия мастера, воспевающая красоту лугов в период сбора урожая во французской деревне. Но сегодня хотелось бы остановиться на одной из них, побившей в мае этого года все рекорды.
Самой первой владелицей полотна была Берта Оноре Палмер, купившая его у дилера Поля Дюрана-Рюэля в 1892 году. За год до этого, увидев это творение Моне на персональной его выставке в Париже, Берта буквально влюбилась в картину. Супруга богатого чикагского бизнесмена не могла удержаться, и приобрела пейзаж при первой же возможности. А со временем еще несколько полотен из этой серии и несколько других работ стали украшением ее коллекции.
Оставаясь весь остаток жизни восторженной поклонницей творчества Моне, Берте удалось стать владелицей не только восьми холстов «Стогов сена», а и четырех «Тополей», трех «Руанских соборов» и трех пейзажей из серии «Утро на Сене».
После кончины Берты Палмер все собрание работ Моне стало собственностью её сына. И, спустя годы, впервые произведение «Стога сена» появилось на открытых торгах тридцать три года тому назад. Тогда оно было продано за 2,5 миллиона долларов, что было в 44 раза дешевле нежели сейчас. Теперь в истории картины снова произошли судьбоносные перемены...
Бонус: полотна Моне, хранящиеся в галереях России.
Думается, что некоторым читателям будет интересно узнать, что в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находятся такие известные полотна, как «Сирень на солнце» (1873) и «Завтрак на траве» (1866), а в Эрмитаже Санкт-Петербурга - картина «Парламент, эффект тумана.