Святая Елена: мать Константина
Все древние авторы были единодушны, что мать императора была девушкой из простой семьи. Рассказ о ее происхождении восходит к речи епископа Амвросия, произнесенной в 395 году на похоронах императора Феодосия. В ней он говорит о возвышении Елены от низкого статуса до августы.
Зачастую ее называют служанкой в таверне или дочерью владельца таверны. Исследователь Тимоти Барнс анализирует словоупотребление в речи Амвросия и приходит к выводу, что Елена была дочерью владельца мансио — гостиницы, которые предназначались для должностных лиц империи. Владелец такой гостиницы имел достаточно высокий общественный статус.
Вопрос о браке Елены тоже под вопросом. Уже в древности авторы, настроенные против императора, упирали на его худородность. Пренебрежительно отзывался о Елене церковный историк V века Филосторгий. Историк VI века Зосим называл Константина плодом незаконного союза и противопоставлял его детям Констанция и другой его жены Феодоры. Оба автора, жившие позже, повторяют слова враждебного Константину историка Евнапия. Еще один автор, Иероним Стридонский, тоже называет Елену конкубиной Констанция.
Часть исследователей считают ее простой наложницей Констанция Хлора, исходя из невысокого социального статуса матери Константина. В то время как Констанций Хлор был аристократом из Далмации. Но допускают, что она была его законной женой.
Констанций и Елена познакомились около 272 года. В ту пору император Аврелиан пытался объединить империю под своей властью, а Констанций был армейским офицером. Их сын Константин родился 27 февраля (точный год неизвестен). Позже в панегирике Константину говорилось, что он родился у своего отца, когда тот был в расцвете своей юности.
Через какое-то время Констанций вынужден был развестись с Еленой, чтобы взять в жены Феодору, падчерицу нового августа Максимиана. В 293 году Констанций был провозглашен цезарем — этот титул носили два «младших» императора.
В браке Констанция и Феодоры родилось три сына и три дочери, ни один из которых не достиг совершеннолетия к 306 году, когда умер их отец. Сводные сестры Константина позже вышли замуж за влиятельных людей империи, а сводные братья получили государственные посты.
Путь к императорской власти
Опорой власти Диоклетиана была армия, и все тетрархи и их потенциальные наследники были полководцами. В 293 году наследник Констанция Константин отправился на Восток в армию цезаря Галерия. Там Константин женился на Минервине, предположительно, племяннице Диоклетиана.
Писали, что вместе с Диоклетианом Константин проехал всю Палестину, сам он писал позже, что видел руины Вавилона и Мемфиса. Древний Вавилон находился в землях Сасанидов — недалеко от их столицы Ктесифона. В 297 году Галерий вторгся в государство Сасанидов и 28 января 298 года с триумфом вошел в Ктесифон. Молодой Константин, очевидно, участвовал в этом походе и увидел то, что осталось от древнего Вавилона.
Тот факт, что Константин выбрал время посетить руины города, много упоминавшегося в Ветхом Завете, говорит о его интересе к христианству уже в те годы.
В 301 году Диоклетиан был в Египте, и Константин, вероятно, сопровождал его. Тогда он осмотрел и руины Мемфиса. В 302 году сын Констанция сопровождал августа во время пути через Палестину.
Согласно «Происхождению императора Константина», Галерий пытался убить будущего он императора. Он поставил его на опасный участок в битве с сарматами, но молодой военачальник убил многих врагов и добыл Галерию победу. Лактанций и Праксагор писали, что Галерий заставлял Константина сражаться в клетке с диким зверем.
По мнению исследователей, рассказы о попытках Галерия расправиться с потенциальным соперником — поздняя пропаганда. Но Константин мог в реальности служить под его началом в кампаниях против сарматов в 302 или 304 годах.
В 303 году Константин должен был сопровождать Диоклетиана в Рим, где пышным триумфом отпраздновали 20-летие власти августов и 10-летие власти цезарей.
Позже Константин искажал свою роль при дворе Диоклетиана, чтобы дистанцироваться от августа, известного гонениями на христиан. Он писал, что был заложником для лояльности своего отца. Якобы, в 305 году Галерий держал его в заложниках против его воли, и только через год Константин бежал, чтобы успеть застать своего отца на смертном одре.
В 305 году Диоклетиан и Максимиан объявили о сложении полномочий августов. Новыми августами становились Галерий и Констанций, а цезарями — Флавий Север и Максимин Даза.
Константин покинул восточные провинции и отправился к своему отцу. Они встретились в Галлии и отправились в Британию. Там Констанций и Константин провели совместную кампанию против пиктов за Адриановым валом.
Сим победиши: борьба за власть
В 306 году в Йорке цезарь Констанций умер от болезни. Перед смертью он успел назвать сына своим преемником в ранге августа, который таким образом вошел в число тетрархов. Армия поддержала сына Констанция, и он стал правителем Британии, Галлии и Испании. Новый император отправил письмо Галерию с просьбой признать его титул. Но правитель Востока согласился признать Константина только цезарем. Новый император предпочел принять условия Галерия.
Константин отменил антихристианские законы своих предшественников. В его части империи они обрели свободу. В противовес ему Максимин Даза преследовал христиан с большей яростью, чем Диоклетиан.
В 306 году из-за недовольства введением прямого налогообложения в Италии начались волнения. Пользуясь этим, Максенций, зять Галерия, провозгласил себя августом. Как и Константин, он лояльно относился к христианам. Максенций прекратил преследования христиан, а позже перед лицом войны с Константином вернул христианским подданным отнятую при предшественниках собственность.
Галерий не признал амбиций зятя и приказал Флавию Северу покончить с узурпатором. Максенций убедил повторно принять титул августа своего отца Максимиана, который много лет командовал войсками, бывшими теперь в подчинении Севера. Войска законного августа перешли к Максимиану и Максенцию, а сам Север вынужден был сдаться. Позже они заставили бывшего августа покончить с собой.
В 307 году в Италию вступил Галерий. В этих условиях Максимиан и Максенций решили искать союза с Константином. Максимиан отправился в Галлию с дочерью Фаустой, которую там выдал замуж за Константина. Там же он провозгласил зятя августом. Галерий в ответ отказался признавать Константина членом тетрархии.
В 307 году Галерий осадил Рим, но вынужден был уйти ни с чем. В следующем году Максимиан попытался отстранить от власти своего сына, но проиграл и бежал к Константину.
В конце 308 года члены правящей коллегии смогли заключить перемирие. Диоклетиан и Максимиан признавались почетными членами тетрархии. Галерий и его соратник Лициний были назначены августами, а Максимин и Константин — цезарями.
Максенций, оставшийся за бортом, продолжал удерживать Италию и сражался с Лицинием. Константин в это время укреплял границы империи на севере — он провел ряд кампаний против германцев. Во время кампании 310 году он едва не лишился власти. Пока Константин воевал с франками, его тесть Максимиан попытался отнять у него власть. Константин вернулся, и большая часть воинов поддержала его.
По лояльной Константину версии, Максимиан покончил с собой, по другой — был казнен. После того, как тесть перестал быть опасен, Константин использовал его имя в своей пропаганде. В частности, вдова Максимиана поклялась, что ее сын Максенций — плод прелюбодеяниями с сирийцем.
В 311 году умер август Галерий. После этого Константин решил покончить с Максенцием и опередить в этом деле нового августа Востока — Лициния. В 312 году армия Константина перешла Альпы. Он взял штурмом Сегузио, разбил армию своего врага и вошел в Милан. Города Северной Италии один за другим стали посылать ему заверения в верности.
Затем Константин разбил около Вероны Помпейяна, префекта претория Максенция, и эта победа сделала его хозяином Северной Италии. Победитель повел войска на Рим. Максенций сначала планировал выдержать осаду, как он делал раньше, но жители Рима восстали против него, выкрикивая имя Константина. Поэтому правитель Италии рискнул дать бой на другой стороне Тибра.
Битва при Мульвийском мосте завершила гражданскую войну. Войска Максенция обратились в бегство почти сразу. Они бросились на сооруженный из лодок мост, который разрушился под тяжестью людей. Многие утонули, и в их числе сам Максенций. Стойко сражались и почти все погибли только преторианцы.
Воины Константина выловили из реки тело Максенция. Его голову пронесли по улицам Рима, а затем отправили в Карфаген, как доказательство, что узурпатор мертв.
Победителю нужно было договориться с сенаторами, многие из которых поддерживали Максенция. Сенат признал Константина старшим из трех правящих императоров. Новый правитель, в свою очередь, переназначил на те же должности людей, которые получили крупные посты от Максенция.
После победы Константин начал активно поддерживать христианскую церковь. В частности, он сделал христианским общинам налоговые послабления.
Миланский эдикт: признание христианства
В феврале 313 года два августа Римской империи, Константин и Лициний, встретились в Милане. Ранее, когда шла война, Константин обручил свою сводную сестру с Лицинием. Теперь предстояло заключить этот брак.
В Милане два императора объявили о свободе вероисповедания для христиан во всей империи и возвращении им отнятой собственности. Никакого документа, под названием «Миланский эдикт», издано не было. Христиане, находившиеся под властью Константина, к 313 году уже не страдали от преследований. Лициний должен был разрешить свободу вероисповедания и вернуть конфискованную собственность христианам в своей части империи.
Константин и Лициний
Чтобы закончилась гражданская война, предстояла еще победить Максимина Дазу. Этот император повел наступление на греческие владения Лициния из Малой Азии. Лициний разбил его при Адрианополе, а затем — в Малой Азии. После разгрома Максимин покончил с собой.
Вслед за окончанием войны последовала «чистка» сторонников Максимина. Сотни преуспевших при погибшем императоре людей были убиты с судом или без. Правитель Антиохии Теотекн, повинный в казнях христиан, удостоился показательно суда, на котором председательствовал сам Лициний.
Константин вернулся в Галлию. В 314 году он присутствовал на церковном соборе в Арле. Собор был посвящен последователям африканского епископа Майориана, которые позже получат название донатистов по имени епископа Доната.
В 315 году Константин посетил Рим, где прошло празднования его деценналий — десятилетия пребывания у власти. Последующие события привели к первой войне между августами-соправителями.
Константин предложил Лицинию признать новым императором-соправителем мужа сестры Константина Бассиана. По одной версии он должен был быть цезарем, по другой — августом, правящим в Италии.
По мнению Тимоти Барнса, Константин предложил соправителю признать новых цезарей — Бассиана на западе и его сына Криспа на востоке. Крисп в перспективе должен был унаследовать титул августа у Лициний. Сам Лициний рассчитывал прожить достаточно, чтобы передать власть своему сыну Лицинию Лициниану (племяннику Константина) и отверг предложение соправителя.
В 316 году ситуация изменилась. Фауста родила Константину первого ребенка. Соответственно Бассиан стал не нужен как потенциальный член тетрархии, и Константин предпочел его устранить. Здесь, как продолжает Тимоти Барнс, был придуман заговор Бассиана и его брата Сенекиона против августа. Кроме того, пропаганда Константина гласила, что Лициний спровоцировал войну уничтожением изображений своего соправителя в городе Эмона.
Сенекион бежал к Лицинию, который отказался его выдать. Это означало новую войну между двумя августами, и Константин вторгся во владения Лициния.
8 октября 316 года Константин разбил противника при Цибале. Лициний назначил полководца Валента соправителем в ранге августа, который и продолжил войну. Вторая битва, при лагере Ардиенис, продолжалась до ночи, но после Лициний снова отступил.
После этого императоры заключили мир. Валента лишили титула и затем казнили. Лициний терял большую часть европейских владений, сохранив только Фракию, Мезию и Малую Скифию.
В 321 году отношения между соправителями испортились. В этот год Лициний стал консулом в шестой раз и сделал коллегой по консульству своего сына Лициния Цезаря. Константин не признал их, сделав консулами своих сыновей. В следующие три года оба августа назначали своих консулов для востока и запада.
Параллельно Константин боролся с ересью донатистов. В 316 году император издал указ о лишении их мест для собраний и богослужений. В следующем году начались преследования донатистов, некоторые из которых стали для единоверцев мучениками.
В 321 году перед войной с Лицинием Константин прекратил преследование донатистов. В следующие три года он пытался наладить отношения с представителями этой ветви христианства. После войны с Лицинием стало ясно, что в Северной Африке донатисты слишком сильны, чтобы пытаться их изгнать.
Константин ждал подходящего момента для войны с Лицинием. Правитель востока стал проявлять себя врагом христиан. В частности, он изгнал христиан из своего дворца, запретил соборы епископов и отменил освобождение священников от куриальных повинностей.
В 323 году Лициний обязал своих подданных-христиан участвовать в языческом обряде, посвященном 15-летию его пребывания у власти. Константин мог выставить себя как защитника христиан восточной части империи. Летом 324 года он вторгся во владения соправителя. В этой войне Константина сопровождал его первенец и наследник Крисп.
3 июля 324 года Константин разбил Лициния при Адрианополе. Затем Крисп разбил в Геллеспонте флот Лициния. Армия императора переправилась в Малую Азию, и в сентября Константин разбил Лициния при Халкедоне. После поражения разбитый август востока сдался победителю и сложил свои императорские инсигнии в обмен на жизнь.
Строительство Константинополя: во главе всей империи
После обретения власти над империей Константин решил основать новую столицу. В качестве места для нее был выбран европейский берег Геллеспонта. На этом месте с Архаической эпохи находился греческий полис Византий. Константин не сделал его столицей, а сперва разрушил — были срыты все языческие храмы и общественные здания Византия. В ноябре 324 года он приказа освятить землю, где будет основан новый город. Он обошел с копьем в руке окружность будущего города, повторяя древний обряд.
Через два года после победы над Лицинием случился династический кризис. Был казнен сын Константина Крисп. Вслед за ним император казнил императрицу Фаусту. Вторая жена Константина была подвергнута процедуре проклятия памяти.
После победы над Лицинием и обретением власти надо всей империей Константин оказался в центре религиозных споров. Несколькими годами ранее епископ Арий был отлучен от церкви за свои взгляды на природу Троицы. Он обратился к другим епископам за поддержкой. Споры стали раздирать церковь на Востоке.
В 325 году для подведения итога спорам прошел Никейский собор. На нем был принят Символ веры — изложение христианского вероучения. Арий был сослан и лишен права возвращаться в Египет.
Константин интересовался христианством с юности. С самого начала он защищал подданных-христиан. В 320-е годы он стал по-настоящему христианским правителем.
После 330 года император проводил большую часть времени в своей новой столице. Евсевий Кесарийский писал, что он стал более благочестив. Константин уделял больше времени молитвам, изучению Святого Писания и комментариев к нему, а также говорил о христианской вере со своими придворными.
Император часто возглавлял придворных во время общих молитв. Константин предпринимал усилия по укреплению ортодоксальной христианской церкви в его империи и подрыву влияния язычества. В крупных городах по инициативе императора и епископов строили большие базилики для совместных молитв ортодоксов. На монетах чеканили изображение Константина, стоящего в молитвенной позе. Такие же изображения императора выбивали над воротами дворцов Константина и его сыновей.
Для защиты ортодоксальной церкви император выпустил письмо, обращенное к еретикам. В нем Константин призывал их оставить еретические учения. Кроме того, он запретил их богослужения и потребовал передать их места для собраний ортодоксальной церкви или государственным властям.
Хотя управляющие синагог наравне со священниками-ортодоксами освобождались от общественных работ, на иудеев был наложен ряд ограничений. Они могли посещать Иерусалим один день в году, не имели права иметь рабов-христиан и пропагандировать христианам свою веру. Если иудей пытался наказать своего сородича за переход в христианство, он подлежал казни через сожжение.
Христианином стал приближенный иудейского патриарха Иосиф. Получив от Константина звание комита, Иосиф вернулся в Иудею и при поддержке императорских властей построил несколько церквей.
По приказу императора его должностные лица изымали из языческих храмов произведения искусства и сокровища. Лучшие из них отправлялись украшать новую столицу. Другие статуи, двери и крыши храмов шли на переплавку в золотые, серебряные и бронзовые монеты.
Языческие храмы с наихудшей репутацией были закрыты. Например, такие, где сохранялась храмовая проституция. Города, население которых полностью принимало христианство и где полностью ликвидировались языческие храмы, получали поддержку от императора и право на новое название в честь императорской семьи. Языческий город Гиспеллум в Умбрии попросил разрешение открыть храм в честь императорского рода. Константин ответил согласием с условием, что там не будут делаться жертвоприношения. Гадания и жертвоприношения в итоге были запрещены — язычникам оставалось только молиться в своих пустеющих храмах.
Новой элитой становились люди, выбравшие верой ортодоксальное христианство. Евсевий Кесарийский писал, что Константин назначил на высокие посты людей, преданных христианской вере. Примером может служить Флавий Аблабий. Он начал карьеру губернатором Крита. Затем вошел в сенат Константинополя, после чего последовательно служил викарием диоцеза, префектом претория в Италии и префектом претория в Константинополе.
Император стремился к примирению внутри церкви и настаивал на возвращение в Египет епископа Ария. Епископ Александрии Афанасий был против. Другим противником Афанасия был епископ Кесарии Евсевий, близкий к императору. В Египте епископ Александрии сурово относился к общине мелитиан, течению христианства, которое называли еще «церковью мучеников». По условиям Никейского Собора мелитиане входили в состав церкви и сохраняли своих епископов, которые могли исполнять свои обязанности только, если в городе не было епископа-ортодокса.
Мелитиане были недовольны Афанасием, что делало их союзниками Евсевия. Епископ Кесарии обещал им заступничество, если мелитиане помогут вернуть Ария в Египет и восстановить его в церкви.
Мелитиане обвиняли Афанасия перед лицом императора. По итогам долгого суда, для которого епископ Александрии прибыл в столицу, он был оправдан и заслужил еще больше уважения Константина. Афанасий отправился в Александрию с письмом Константина к жителям города, в котором император восхвалял личные качества их епископа.
Через некоторое время мелитиане попытались снова. Зимой 333−334 годов они подали императору новые обвинения: священник Афанасия вторгся в одну из их церквей, перевернул алтарь и разбил чашу. Второе обвинение было более серьезным — якобы по приказу Афанасия был убит их епископ Арсений.
Сторонники епископа Александрии убедили (или заставили) настоятеля церкви, где был разбит алтарь, написать письмо, в котором он отрицал обвинения людей Афанасия в осквернении храма. Константин отверг первое обвинение в адрес епископа.
Для решения вопроса об убийстве Арсения был созван собор епископов городе Кесария. Среди участников собора было много врагов Афанасия, который предпочел не ехать в Кесарию. Епископы осудили его заочно и передали приговор императору.
Афанасий тем временем отправил своих людей искать пропавшего Арсения. Они нашли его скрывающимся в Тире. Епископ Александрийский направил информацию об этом Константину и напомнил, что первое обвинение с него было снято. Император отменил решение собора епископов и распустил его.
После завершения церковного кризиса Константин смог переключиться на проблемы на границе. Подвластные союзным Риму сарматам лимиганты восстали против них, и император должен был помочь союзникам. Он разбил лимигантов и переселил часть сарматов на территорию империи. Лучшие воины были зачислены в императорскую армию, большая часть переселенцев была размещена во Фракии, Македонии и Италии.
При возвращении в столицу в 335 году императора ждали новые обвинения против Афанасия. Константин приказал собрать новый церковный собор в Тире. В городе собралось более 100 епископов, большинство из которых были противниками Афанасия. По итогам было решено направить в Египет комиссию для расследования действий епископа Александрии, в которую, однако, вошли только его враги.
Одновременно в Иерусалиме завершилась работа по сооружению храма в честь Воскресения Христа. Епископы были призваны в город для торжеств и богослужений. Праздник шел в городе с 13 по 20 сентября 335 года. Афанасий не приехал в город, но Арий оказался там. Епископы в Иерусалиме постановили восстановить Ария в ортодоксальной церкви.
После освящения храма в Тир вернулась комиссия, посланная в Египет. Ее члены подтвердили обвинения против Афанасия. Епископ был низложен, а на его место был назначен сторонник Ария Пист.
Афанасий тайно покинул Тир на маленькой лодке, затем кружным путем добрался до столицы. Император согласился провести еще одно заседание суда во дворце, но отказался говорить с Афанасием, пока не прибудут его оппоненты.
6 ноября во дворце собрались 12 епископов — 6 участников Тирского собора и Афанасий с 5 верными ему епископами. Евсевий обвинял противника в том, что он отказался принять обратно в церковь Ария и что он угрожал пресечь поставки зерна из Александрии в Константинополь.
Константин принял сторону обвинителей. Но император не лишил епископа сана, а ограничился ссылкой его в Трир. Его решение не означало поворота к арианству. Император хотел пресечь раздоры в церкви. Вслед за Афанасием он отправил в ссылку и лидера мелитиан Иоанна Архафа. Несмотря на решение Тирского собора, он не позволил Писту занять кафедру в Александрии.
Поддержкой Константина пользовался противник Афанасия епископ Кесарии Евсевий. У него не было радикализма александрийского епископа — Евсевий сумел убедить Ария и его сторонников признать Никейский символ веры. Когда в конце правления Константин решил построить в столице новые церкви, он поручил Евсевию подготовить для них книги Священного Писания. Евсевий посылал императору свои трактаты по христианскому учению.
В последний год жизни Константин планировал отвоевать часть Дакии, которая была оставлена римлянами в III веке. Весной 336 года он со своей армией перешел Дунай, разбил готов и восстановил римскую власть в этих землях. Он добавил к своим титулам «Дакийский величайший», на новых монетах его называли победителем всех народов.
В июле 336 года Константин пышно отпраздновал тридцатилетие своего правления. В Константинополь съезжались высшие сановники империи, церковные иерархи, представители соседних государств. Панегирик в честь императора произнес Евсевий Кесарийский.
Весной 337 года император заболел. Он пытался лечиться в горячих источниках, но состояние ухудшалось. Он остановился в малоазийском городе Дрепане, который был им переименован в Еленополис. Там он решил очиститься от грехов и креститься. В то время было нормой крещение людей. А политики и полководцы часто откладывали крещение ко времени ухода от дел.
Император исповедовался священникам Еленополиса и был признан катехуменом — так называли человека, готовящегося к крещению. Умирающий Константин хотел креститься в столице и продолжил путь. Он остановился в Никомедии на северо-западе Малой Азии. Там его крестили сопровождавшие его священнослужители.
22 мая, в Пятидесятницу, император Константин скончался. Тело императора доставили в Константинополь, где жители империи могли попрощаться с ним. Тело выставили в зале для аудиенций дворца. В конце июня процессия во главе с сыном Константина Констанцием доставила золотой гроб с телом императора из Большого дворца в Церковь Апостолов.
Священники-ортодоксы провели панихиду. В Риме, в отличие от Константинополя, были сильны языческие традиции. Сенат Рима воздал умершему императору божественные почести и даровал ему, последнему в истории, титул «Божественный».