Живопись Мартини мелодична, символична и поэтична (на это повлияла дружба с поэтом Франческо Петраркой). Одна легенда дошла до современности. Говорят, что Симоне Мартини написал портрет прекрасной возлюбленной Петрарки — Лауры. Джорджо Вазари (автор знаменитых «Жизнеописаний»), писал, что портрет оказался таким же восхитительным, как и сама девушка. В ответ на портрет, Петрарка подарил Симоне поэтические строки:
⦁ Ни Поликлет, прославленный в искусстве,
⦁ Ни тысячи других, ему подобных...
⦁ а второй так:
⦁ Когда я кисть вложил Симоне в руку,
⦁ Был мастер вдруг охвачен вдохновеньем...
«Маэста»
Действительно, с мастерством Симоне Мартини мало кто из его современников мог бы сравниться. Один из шедевров в творчестве художника — фреска «Маэста» (1315). Это первая фреска, которая украсила зал совета в Палаццо Пубблико, построенный в 1304 и 1310 гг. Цвета со временем поблекли, штукатурка осыпалась, но былая торжественность и роскошь фрески сохранилась.
Глубокий синий фон подчеркивает блеск и сияние золотых оттенков, изысканность рамки и, конечно, красоту трона Девы Марии. Фреска сияет золотыми, синими и розовыми цветами палитры. Обрамляет ее роскошный орнамент по типу расшитого персидского ковра. Рама украшена двадцатью медальонами, изображающими Благословляющего Христа, Пророков и Евангелистов (по углам, каждый со своим символом), а также щитами с гербом народа Сиены — львом. Цветы и бело—черные гербовые щиты являются атрибутами Сиены, города, для ратуши которого была создана фреска. Кроме того, Мартини является мастером сиенской школы живописи.
Посыл фрески
Главный посыл фрески исходит из ее местонахождения: это дворец городского самоуправления в Сиене, построенный для Совета Девяти (совещательный орган) и подеста (глава администрации). Таким образом, надпись на свитке, которую держит младенец Иисус («Возлюбите справедливость вы, кто на земле судит!»), является основным принципом доброго правления и назидательным советом для тех, кто будет восседать и править в ратуше. К Совету Девяти обращается не только Иисус, но и сама Дева Мария. Она призывает их управлять городом во имя тех моральных и религиозных принципов, которые гарантируют согласие и справедливость.
Мадонна с Младенцем
Мадонна с Младенцем фигурируют на золотом величественном троне. Дева Мария держит Иисуса, который с достоинством раздает благословения. С их фигурами связаны два важнейших новшества в эпохе Возрождения. Первое — это довольно произвольное следование строгим каноническим правил в изображении лиц и поз героев Библии. Возрождение — это начало той эпохи Нового времени, когда Богоматерь могли писать по образу жены или сестры, а мальчика Иисуса — по лицу соседского мальчика. Это время, когда мастера живописи прочувствовали свободу и могли позволить себе непозволительное, из чего и рождался шедевр. Прогрессом движет свобода, инициатива и смелость. И подобной храбростью переступить дозволенное обладал Симоне Мартини. Второе, что бросается в глаза — величественный трон, словно высеченный в очень дорогой ювелирной мастерской. Зритель видит Деву Марию не скромной женщиной в простом одеянии, а Деву—Королеву на великолепном троне, в роскошной мантии и короне с драгоценностями. Нимб над ее головой и головой Иисуса — это не просто свечение, это пышное, золотистое и нарядное облако. Абсолютное новшество Симоне Мартини по сравнению с аналогами «Маэсты» — внушительный балдахин из красного шелка, венчающий всю сцену на темно—синем фоне. Италия в то время активно развивала торгово—экономические отношения с Востоком и ближневосточное влияние во многих моментах проявляется и в этой работе.
По обе стороны трона симметрично изображены ангелы, протягивающие Мадонне золотые подносы с цветами заоблачных полей, розами и лилиями. Столбы, на которых держится балдахин, поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель. Опорные стойки навеса расположены в перспективе, что придает ощущение глубины композиции.
На красной полосе внизу фрески золотыми буквами написана надпись на итальянском языке, в переводе: «В 1315 году, когда Диана (= Весна) уже распустила свои цветы, а Юнона (= Июнь) воскликнула, что повернулась (= 15 июня), тогда живописала меня Сиена рукою Симоне». Таким образом, Симоне подписал свою работу и указал дату ее сотворения.
Искусство Симоне Мартини содержит и много других новшеств, например, личную интерпретацию элементов французской готики — на фреске это остроконечное арочное строение трона, драгоценные материалы на фреске и золотые орнаменты — все это придает всей сцене светское настроение. Но есть нечто большее. Симоне разработал новый способ понимания искусства: стены зала Совета не просто окрашены, а вырезаны и украшены цветным стеклом, выпуклыми поверхностями, яркими цветами. Симоне с огромным упорством обработал такие материалы, как стекло, олово, золото и т. д., передав свой опыт коллегам и ученикам.
Симоне Мартини прославился на Всю Италию. Его искусство послужило образцом для многочисленных подражаний, получив известность в других городах Италии и странах средневековой Европы. Над гробницей Симоне находится следующая абсолютно справедливо присужденная ему эпитафия Вазари: «Симоне Мемми, из всех художников всех времен знаменитейшему. Жил 60 лет, 2 месяца, 3 дня» Вазари.