О художнике
Биографических данных о художнике сохранилось не так много, но известно, что Сэмюэль Купер (1609 —1672) обучался у своего дяди, миниатюриста Джона Хоскинса Старшего. Человеком он был талантливым: помимо художественных навыков, Купер был отличным музыкантом, хорошо играл на лютне, а также слыл хорошим лингвистом, бегло разговаривая по-французски. Изначально свою художественную карьеру он построил в Париже и Голландии, а затем поселился в Лондоне. Здесь его окружали поэты, философы, знатоки изящных искусств из Королевского общества. По мнению ряда современных авторов, Купер был человеком невысоким, крепким с круглым лицом и румяными щеками.
После нескольких лет совместной работы в одной мастерской с дядей, Купер открыл свою собственную студию, впоследствии став самым востребованным художником - миниатюристом своего поколения, способным взять 20 фунтов за портрет головы и 30 фунтов за портрет в половину человеческого роста к концу своей долгой и успешной карьеры.
Во время английской гражданской войны Купер зарекомендовал себя как портретист, работавший только в миниатюрах (5x7,5 см). Он написал несколько портретов людей в доспехах на темном фоне (портреты Джона Мильтона, Джорджа Монка, Джона Пима, Генри Иретона, Роберта Лилберна и Джона Карью).
Автопортрет
Этот захватывающий автопортрет выделяется силой и убежденностью, с которой художник воссоздает свое физическое присутствие. Приоткрытые губы подсказывают зрителям, что он хочет что-то сказать. Прямой и настойчивый взгляд направлен на зеркало, а не на зрителя (художник писал себя по отражению). Тонкое использование палитры - одна из самых сильных сторон Купера, и здесь она демонстрирует исключительное преимущество вкупе с различными оттенками коричневого и серого. Есть версия, что этот портрет был написан для жены Купера, на которой он женился в 1664 году (это было своеобразное признание в своих чувствах по моде того времени). Его возраст на портрете 35 лет и он, конечно, выглядит моложе своих лет, что доказывают документальные источники.
Портрет Оливера Кромвеля
Первый портрет Купера для Оливера Кромвеля был написан в 1649 году. Кромвель выбрал Купера, так как тот представлял его «простым как по характеру, так и по одежде». Купер изобразил своего заказчика как личность и «трезвую, честную альтернативу королевскому тщеславию, избытку и высокомерию». Кромвель настаивал, чтобы художник отобразил его максимально правдивее, не забыв даже про бородавки. Купер достойно ответил на это требование. Он показал на портрете изборожденный морщинами лоб, редеющие волосы, толстый нос и... очень властный взгляд. Альфред Л. Рауз утверждал, что «Купер представил лучший портрет великого человека, написанный с проницательным чувством характера». Сегодня Купера считают первым британским художником, получившим международное признание.
Куперу было поручено также написать портреты членов семьи Кромвеля, включая его сына Ричарда Кромвеля. Работа с Кромвелем не помешала ему стать придворным художником короля Карла II после его вступления на престол в 1660 году. Карл II широко покровительствовал Куперу, он также был призван написать миниатюрные портреты фавориток и детей короля. Его репутация самого талантливого миниатюриста своего поколения была признана во всей Европе. Молва дошла и до влиятельного Козимо III Медичи, который разыскал художника, чтобы тот написал его портрет.
Художник, работающий при свечах
Миниатюрные портреты Купера отличаются как выразительным использованием цветов барокко и тончайших мазков, так и поразительным представлением индивидуального характера своих героев. В миниатюрных портретах Купера ощущается влияние живописи Антониса Ван Дейка, поэтому его часто называют «Ван Дейком в миниатюре».
Современники свидетельствуют, что он любил рисовать с натуры при свечах, когда тени резче моделируют форму, и что с его портретов чеканили портретные медали. В его портретах, особенно в тех, которые художник сохранял у себя для работы над повторными изображениями той же модели, лица переданы с удивительной жизненной полнотой, аксессуары же и фон только подсказаны выразительными свободными ударами кисти. Купер работал на картоне или плотной бумаге, писал, как и многие другие миниатюристы, гуашью, но, в отличие от них, применял и прозрачные краски.
Самым известным случаем, когда Купер использовал свечу в процессе работы произошел в январе 1662 году. Купер был вызван к королю, чтобы приготовить его портрет для чеканки новых монет. Английский писатель Джон Ивлин присутствовал в тот момент и так вспоминал эту ситуацию: «Я имел честь держать свечу, пока Купер работал, тщательно выбирая тень и свет свечи для лучшего изображения светотехники. Во время этого процесса его величество говорил со мной о нескольких вещах, касающихся живописи и могил».
Самуэла Купера называют «первым, кто наделил искусство миниатюрного портрета силой и свободой масляной живописи». На сегодняшний день репутация Купера так же высока, как и при жизни. В отличие от многих художников, ему не пришлось годами ждать признания. В свои 30 лет он уже считался одним из лучших миниатюристов Европы.