Медведчик
Медвежья комедия с участием хозяина леса — это ярмарочное увеселение, которое было распространено на Руси как минимум с XVI века. Правда, в те годы оно было частью так называемой медвежьей потехи, которая считалась царской забавой, хотя нередко устраивалась и для простого люда.
Было три вида: травля медведя собаками, бой медведя против человека или другого медведя и цирковые представления с медведями. За все это развлечение отвечал отдельный человек — медведчик, который также ухаживал и присматривал за косолапыми. А непосредственно дрессировкой животных занимался поводчик, «разновидность» медведчика. К XVIII веку медведи участвовали в основном лишь в ярмарочных гуляньях. Но профессия поводчика оставалась прежней — он водил зверя на цепи или за кольцо в носу (медведь был в наморднике) и показывал с его помощью разные фокусы. Зеваки кидали деньги к ногам поводчика, что и было наградой за его труд. Понятно, что поводырем косолапого мог стать лишь бесстрашный, рослый и крепкий мужчина в самом расцвете сил, который к тому же был знаком с повадками и психологией хозяина леса. Нередко этим занимались цыгане.
С медвежьими комедиями связана известная поговорка «водить за нос». Дело в том, что, держа медведя за кольцо в носу, медведчик заставлял его выполнять различные трюки, обманывая зверя видом какого-нибудь лакомства
Человек-будильник
Этой профессии суждена была хоть и недолгая, но яркая жизнь. Она появилась в Англии и Ирландии во времена промышленной революции, случившейся в последней трети XVIII века. В те времена уже строились фабрики и мануфактуры, а значит, появился и рабочий класс, от которого требовалось быть пунктуальным и трудолюбивым. Хорошо, если у работника был ближний, который рано вставал и будил его, а если нет? Тогда на помощь приходил knocker-up (to knock up — «разбудить стуком»). Вооружившись палкой, чтобы стучать в окна жильцов на первых этажах, а также длинными легкими тростями или духовыми трубками и сухим горохом, чтобы стрелять в более высокие окна, эти люди ходили по улицам и будили своих клиентов.
Чтобы не перепутать адресата, будильщики ставили небольшие метки на стене дома. Попытки обстрела по окнам не прекращались, пока соня не давал сигнал, что проснулся. За такую работу платили немного — несколько пенсов в неделю, поэтому ей в основном занимались пожилые люди или дети. Профессия стала исчезать в 1920-годы, время электрификации и роста доходов населения, которое отныне могло позволить себе механический будильник, появившийся в середине XIX века.
В романе Чарльза Диккенса «Большие надежды» есть краткое описание работы будильщика. А одной из самых известных knocker-up стала жительница Лондона Мэри Смит, которая использовала в своей работе плевательные трубки. Говорят, она с легкостью попадала в нужное окно не только на третьем, но и на четвертом этаже
Чтец на производстве
Лектор, который читал вслух рабочим на фабрике художественные произведения, стихи, газеты или просто тексты развлекательного характера — еще одно порождение промышленной революции, существовавшее буквально по всему миру. Благородная, кстати, задача, ведь рабочий процесс в те годы был довольно монотонным, так как умных машин еще не изобрели.
Платили лектору либо сами трудящиеся, либо руководство завода. К чтецу предъявлялось несколько требований: громкий голос, четкая дикция и артистизм. Как правило, ими становились мужчины, которые в те времена чаще, чем женщины, умели читать. Профессия была приятной во всех отношениях: несложная, довольно высокооплачиваемая, разве что нужно было беречь связки и избегать простуд.
Со временем чтецы стали «наглеть»: на рубеже XIX–XX веков вместо художественных произведений они принялись обрабатывать трудовой народ с помощью агитационной литературы — за дополнительную плату от политических движений. Неудивительно, что руководство фабрик и заводов стало массово отказываться от их услуг. Впрочем, с появлением радио в 1920-х годах профессия и без того была обречена.
Особенной любовью пользовались чтецы на Кубе. Вероятно, поэтому профессия существует там до сих пор, а ее разновидность — чтец на табачной фабрике — отметила несколько лет назад свое 150-летие. Считается, что на Острове свободы такие лекторы появились в конце 1865 года на табачной фабрике El Figaro. По случаю круглой даты кубинское правительство даже обратилось в ЮНЕСКО с просьбой внести эту профессию в список культурного наследия страны, что и было исполнено. Сегодня на кубинских табачных фабриках трудятся более 300 профессиональных чтецов, которые относятся к государственным служащим. Они работают всего 90 минут в день, а остальное время используют для подготовки материалов, репетиций и обсуждения прочитанного с рабочими
Палач
Казни существуют, вероятно, столько же, сколько существует государственность, так что профессия палача стара как мир. Она была уже в Древнем Египте — палачи там осуществляли пытки или же просто бросали приговоренного крокодилам. А вот в Древней Греции осужденный на смерть лишал себя жизни сам, для чего ему давали яд.
Над гражданами Древнего Рима казнь осуществляли специальные госслужащие — ликторы, назначающиеся обычно из вольноотпущенников. В средневековых источниках Западной Европы о должности палача не упоминается вплоть до X века — в основном смертная казнь заменялась на выплату денежной компенсации родственникам жертвы преступника. Позже профессия палача стала относиться к судейской системе. Такой человек стоял на низшей ступени социальной иерархии, поэтому ему запрещалось заниматься иным видом деятельности помимо основной работы — точно так же, как запрещалось менять профессию и его сыновьям (неудивительно, что существовали целые династии палачей). Впрочем, кое-какая подработка у этих людей все же была: они высушивали органы казненных преступников и готовили из них всевозможные снадобья, а потом продавали (в Средние века считалось, что части тела человека способны исцелять.
Прибавьте к этому и другой «бонус» — палачу доставалась одежда казненного, поэтому работать нужно было максимально аккуратно, чтобы не повредить ткань. Между тем носить эту одежду было особо некуда: палачам не полагалось показываться в общественных местах. Впрочем, им тоже нужно было что-то есть, а значит, ходить на рынок за продуктами. Еду они получали... совершенно бесплатно, так как продавцы не хотели брать «кровавых денег». Вот такой соцпакет в обмен на грязную работу и презрение общества.
В России профессии палача нет, поскольку нет смертной казни. Но во времена СССР, где казнь была, должности палача не существовало — пулю в висок осужденного пускал, как правило, дежурный офицер в СИЗО, для чего даже бросался жребий (говорят, желающих побыть палачом было немало). Естественно, ни о каких выслугах лет в трудовой книжке не упоминалось. А вот в США, где смертная казнь применяется и сегодня, за нее отвечает специальный служащий тюрьмы.
Интересно, что маска палача — это скорее миф. Как правило, палачи не носили никаких масок. Да и зачем? Каждый в городе и так знал, кто есть кто. Истории известен лишь один достоверный случай, когда у палача было закрыто лицо, — во время казни английского короля Карла I