Некоторые современные исследователи даже приводят сведения о нынешней важной вехе в истории России, связывая это с предсказанием Авеля о трех Владимирах-правителях. В то же время, целый ряд скептиков считают эти пророчества как минимум спорными, подвергая сомнению предположения Авеля и называя его политическим интриганом.
А был ли Авель?
Официальных документов, касающихся жизни Авеля, фактически не сохранилось. Все версии приводимых жизнеописаний излагаются в соответствии с печатными сообщениями об этом человеке его современниками и последующими летописцами. На основании этой информации известно, что родился будущий монах, а в миру Василий Васильев, в 1757 году в семье крепостных графа Нарышкина. Позже работал плотником и обучался грамоте. Перенеся какое-то тяжелое заболевание, принял решение уйти в монастырь. Однако родители своего благословения не дали, и в 1774-м насильно женили сына. Не смирившись с их волей, Василий через несколько лет тайно покинул собственный дом, жену и детей. В Валаамском монастыре он принял постриг, но прожил там всего год.
Далее последовали 9 лет скитаний по миру, после чего он обосновался уже в Николо-Бабаевском монастыре, где была написана первая пророческая книга. В своем трактате Авель сообщал, что Екатерина II вскоре скончается. Ознакомившийся с этой книгой Епископ Костромской и Галицкий сдал монаха губернатору, который отправил его в острог, а затем и в Санкт-Петербург. Тогда Авеля впервые арестовали, вменив ему оскорбление императорского величества и распространение ереси. Однако императрица милостиво сменила казнь на пожизненное заключение в Шлиссельбургской крепости. При Павле монаха выпустили на свободу, но ненадолго. На сей раз предсказания в адрес Его величества привели Авеля в Петропавловскую крепость, откуда его вызволил уже Александр I.
Монаху позволили вступить в братию Соловецкого монастыря. Авель вскоре покинул тамошних иноков, продолжив скитания и пророчества. В 1823-м по распоряжению митрополита московского Филарета пророка заключили в Высоцкий монастырь, откуда он умудрился сбежать в 1826-м. В том же году Авеля поймали и поместили для смирения в суздальский монастырь, где он на 74-м году жизни и окончил свои дни.
Самые громкие предсказания и лжепророчества
Множество историков уверены, что большинство предсказаний Авеля не являлись достоверными и не сбывались. Еще в XIX века его раскритиковали за "пророчество" о периоде правления Екатерины Великой (именно это сделало монаха знаменитым в российском обществе). Императрица царствовала 34 года, а не 40, как предрекал Авель. Да и вопреки его предсказанию, Павел I не свергал предшественницу, а занял престол мирно после ее естественной смерти. Если опираться на записи современников, Павел обрек Авеля на заточение за предупреждение о гибели молодого самодержца от рук заговорщиков. У мемуаристов имеются и противоречия относительно того, когда сделано и как звучало пророчество о захвате и сожжении Москвы. В одной из «еретических» записных книг Авель отводил себе 84 года жизни. Между тем умер он, согласно найденным записям, на целых 10 лет раньше.
Политическая направляющая предсказаний
По воспоминаниям современников, предсказания Авеля очень часто относились к грядущим политическим событиям в государстве. При этом бросается в глаза связь между появлением этих пророчеств и кризисными периодами в России. Если доверять воспоминаниям мемуариста Д. Давыдова, Авель называл Николая I «змеем». Историки предполагают, что монах мог использоваться заинтересованными лицами с целью создания необходимых настроений в социуме. Возможно это и стало причиной его прижизненных арестов. На одном из допросов в 1796 году четко ставился вопрос о связи Авеля с неустановленными лицами. Активная деятельность масонов в тот период по воздействию на Павла I хорошо известна (дело Новикова).
Активное участие масонов в политических кризисах, во время которых и распространялись пророчества Авеля, засвидетельствовано историками. Вызывает вопросы и покровительство монаху обер-прокурора Голицына, известного приверженца мистицизма и открытого масона. Не в пользу монашествующего Авеля сыграло и его завещание. После его смерти Спасо-Евфимиевому монастырю поступила увесистая сумма более чем в 10 тысяч рублей ассигнациями. При этом, по утверждению русского историка М.В.Толстого, Авель до конца своих дней содержал брошенную в молодости семью. Для человека, проведшего долгие годы в скитаниях с перерывами на тюрьмы и казематы, такое финансовое состояние выглядит весьма удивительным.
Предсказания постфактум и сомнительный гатчинский ларец
Спекуляции на «пророческом даре» монаха Авеля продолжились и после его кончины. После революции псевдо-известия нарастали как снежный ком. Часть историков утверждают, что только тогда, постфактум, и появились известные сегодня пророчества. В начале 90-х широкую огласку получила история о таинственном гатчинском ларце. Якобы, убежденный предсказаниями Авеля Павел I, прежде чем заточить монаха в тюрьму, приказал доставить его к себе в Гатчину. И прямо в императорском дворце Авель записал актуальные для России пророчества, после чего Павел оставил ларец потомкам с указанием вскрыть его спустя 100 лет, что и исполнил Николай II. По этой легенде, в ларце находилось пророчество о судьбе императорской семьи и свержении монархии в 1918 году. Однако на настоящий момент достоверные подтверждения этой легенды отсутствуют. А исследование заместителя директора ГМЗ «Гатчина» по научной работе В. А. Семёнова доказывает, что в этот период не имеется даже упоминаний о посещении императором Гатчинского дворца.