Во многие сведениях о розенкрейцерах присутствуют элементы наделения их особыми знаниями и способностями. Зачастую такие сведения ничем не подтверждаются, но не теряют от этого своей привлекательности. Формально, если суммировать строго проверенную научную информацию, о них известно следующее. Впервые открыто орден розенкрейцеров заявил о себе в начале XVII в., когда в немецком городе Кассель были опубликованы три анонимных манифеста: «Fama Fraternitatis R.C.» («Откровение Братства») в 1614 г., «Confessio Fraternitatis R.C.» («Исповедание Братства») в 1615 г. и «Chymische Hochzeit Christian Rosenkreutz» («Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца») в 1616 г.
Эти тесты были направлены «всем ученым правителям Европы» и «всем нравственным добросовестным душам». Первый манифест достаточно критично обрисовывал современную ситуацию в Европе и, особенно, гордость и тщеславие среди ученых, мешающие им постигнуть высокие истины. Затем следовало повествование о жизни и деятельности Кристиана Розенкрейца (1378 – 1484 гг.), в том числе об основании братства розенкрейцеров.
Второй манифест был составлен для «уведомления всех ученых мужей Европы» и развивал тему первого. В памфлете одновременно предвосхищаются и единовременно опровергаются многие последующие обвинения в адрес розенкрейцеров относительно их стремления повлиять на ход политических процессов, вмешаться в жизнь общества, разрушить традиционное устройство. При этом постулируется необходимость духовного возрождения человека и общества на основе философских принципов, которыми руководствуется братство розенкрейцеров.
В целом, манифесты написаны очень пафосно, но изложенные в них идеи и пророчества привлекли достаточно большое внимание в кругах читающей публики того времени. Наконец, «Химическая свадьба» представляет собой повествование о предшествующих посвящению испытаниях – поисках просветления. Большая часть этого семидневного испытания проходит в таинственном замке, где предстоит праздновать брак короля и королевы. «Химическая свадьба» символическим языком повествует о духовном пути, приводящем каждого посвященного к союзу между его душой («супругой») и Богом («супругом»).
Здесь явственно присутствует лексика и символика алхимиков, что совсем не удивительно, если учесть, что практически все оккультные общества и тайные практики нацелены на самосовершенствование и достижение высшего состояния духа. Манифесты вызвали бурную реакцию не только в ученых кругах, но и среди представителей политической и религиозной властей. За период 1614 – 1620 гг. достоянием публики стали примерно 400 памфлетов, авторских сочинений и сборников, посвященных этим манифестам. Одни авторы их восхваляли и разрабатывали предложенные положения, другие резко критиковали.
Очередную волну интереса к себе розенкрейцеры вызвали в 1623 г., когда расклеили на стенах Парижа таинственные и возбуждающие любопытство плакаты. Они гласили:
«Мы, депутаты Главной Коллегии Розы и Креста, милостью Всевышнего, к Которому обращены сердца всех Праведных, видимым и невидимым образом присутствуем в этом городе. Мы извещаем людей и без помощи книг или записей учим умению говорить на языках тех стран, где мы решили обосноваться, дабы спасти себе подобных от смертельно опасных заблуждений. Тот, кто хочет узнать нас из праздного любопытства, никогда нас не узнает; но тому, кто искренне стремится войти в ряды нашего Братства, мы, ведающие мысли, докажем истинность своих обещаний; и мы не раскроем места нашего пребывания в этом городе, ибо мысли, соединенные с подлинной волей читающего эти строки, позволят ему узнать нас, а нам – его».
В результате такой продуманной акции, которую вполне можно назвать удачно спланированной и проведенной информационно-психологической операцией, розенкрейцеры не только прочно вошли в жизнь европейского общества, но и заставили это общество говорить о себе, стремиться присоединиться либо разрушить орден. А, следовательно, независимо от отношения к себе, орден превратился в один из факторов истории и политики. У исследователей до сих пор нет единого мнения относительно того, насколько серьезными и достоверными являются эти памфлеты и их содержание.
Некоторые уверены, что все это было не более чем мистификацией, розыгрышем, другие считают, что заявления о мистификации были настоящей мистификацией, призванной успокоить общественное мнение и отвлечь ставшее слишком настойчивым внимание масс к розенкрейцерам. Согласно утверждениям современных нам розенкрейцеров, имя Розенкрейца – это «всего лишь символ. За ним не скрывается реальное лицо».
В любом случае, памфлеты сделали свое дело, и легенда о Кристиане Розенкрейце стала одной из самых популярных и влиятельных в истории Нового времени. Само название «розенкрейцеры» не имеет определенной этимологии. В настоящее время существует три основные версии происхождения термина. Все сходятся на его мистической подоплеке и, соответственно, каждое из определений подразумевает глубокий скрытый смысл. Первая версия, естественно, связывает это название с именем Розенкрейца. Следовательно, розенкрейцер – это последователь Кристиана Розенкрейца.
Вторая версия гласит, что это название происходит от двух латинских слов: «ros» («роса») и «crux» («крест»). Многие алхимики считали росу «универсальным растворителем», способны растворить золото. Крест, в свою очередь, символизирует свет. Таким образом, розенкрейцер это философ, который ищет свет при помощи росы, иными словами – ищет философский камень. Здесь, фактически, розенкрейцер выступает синонимом алхимика.
Третья и наиболее распространенная версия связывает это название с латинскими «роза» и «крест». Нужно отметить, что и сами розенкрейцеры в своих наименования на национальных языках, а также в эмблемах и символах заставляют склоняться именно к данной версии. Наиболее распространенный символ общества – красная роза на кресте. И этот символ также имеет достаточно глубокое значение. Роза представляется не только цветком Девы Марии, царицей цветов и просто самым красивым из известных в то время цветов. Бутон и цветок розы символизирует собой истину, которая скрывается за бесчисленным множеством лепестков. Что касается символики креста, то она объединяет в себе все существующие представления об этом символе – от Распятия до света.
Второй неясностью, связанной с розенкрейцерами, является возраст ордена. Некоторые исследователи берут за точку отсчета начало XVII в., когда были опубликованы памфлеты. Другие отталкиваются от времени жизни Кристиана Розенкрейца. Сами розенкрейцеры предлагают гораздо более масштабную картину своего существования во времени и пространстве. Свое происхождение они ведут еще от школ мистерий древнего Египта, где просвещенные мистики собирались вместе для познания тайн существования.
Среди своих основателей розенкрейцеры выделяют двух фараонов – Тутмоса III, который объединил всех посвященных в единое братство, и Эхнатона, фараона-мистика, основавшего первую в истории монотеистическую религию. Затем орден розенкрейцеров благодаря трудам древнегреческих философов Фалеса и Пифагора пришел в Грецию, а затем, под влиянием Плотина, и в Римскую империю. После краха империи орден распространился на землях Франции, Германии, Англии и Нидерландов. Дальнейшую работу, направленную на развитие идей и деятельности розенкрейцеров осуществляли алхимики и тамплиеры. Наконец, в начале XVII в. настало время заявить о себе в открытую.