Чешский художник Ян Купецкий (1667-1740) был выдающимся мастером реалистичной портретной живописи начала 18 столетия, а также гениальным историческим живописцем. Он создал целую галерею портретов, монархов, их приближенных и просто известных людей Европы. А еще прославился целой серией своих автопортретов.
Немного о художнике
Ян Купецкий родом из протестантской семьи, которая из-за религиозных гонений эмигрировала из Богемии в Словакию. Его отец всю жизнь проработал обычным ткачом и думал, что сын также пойдет по его стопам. Однако Ян решил все иначе. Совсем в юном возрасте он покидает отчий дом и отправляется в странствие по Европе. Остановившись в Вене, 17-летний Купецкий в течении трех лет берет уроки художественного мастерства у Бенедикта Клауса. Затем отправляется в Италию, чтобы совершенствоваться далее. А исколесив всю страну, и познав творчество великих итальянцев эпохи Возрождения, Ян поселяется в Риме и открывает собственную студию. И уже к 33 годам у него будет и популярность, и слава, и деньги. Более 20 лет эта солнечная страна будет его пристанищем.
В 1709 году австрийский князь А. Лихтенштейн приглашает Купецкого в Вену, в качестве придворного живописца. Художник переедет в столицу Австрии, проживет там около 15 лет и создаст целую галерею портретов членов императорского семейства и знатных господ. В те годы он и напишет знаменитые портреты русского императора Петра I.
Со сменой власти в Австрии Ян попадает в опалу к правящему монарху, его лишают звания придворного художника и вынуждают выехать со страны. Переселяется живописец в Нюрнберг на север Германии, где и проживет последние семнадцать лет своей жизни.
Именно в те годы его мастерство достигнет своего пика, а его имя удостоится мировой славы. Купецкого признают крупнейшим портретистом своего времени. Из всех стран Европы ему начнут приходить приглашения с заказами на портреты. Однако с возрастом путешествия оказались художнику не под силу. Он безвыездно продолжал работать в Нюрнберге. А после своей смерти оставил огромнейшее наследие - более одной тысячи живописных полотен, хранящихся на сегодняшний день в лучших галереях мира.
История одного портрета
Во время пребывания Петра I в 1711 году в Карлсбаде (Карловых Варах) и Торгау по случаю женитьбы царевича Алексея на принцессе Шарлотте Вольфенбюттельской, Ян Купецкий удостоился чести написать портрет императора России. Всю осень художник трудился над парадным портретом и попутно создал еще несколько изображений Петра Алексеевича. Но так случилось, что художник заболел и не успел к сроку окончить портреты и передать с послом в Россию. А Петр, обеспокоенный таким казусом, постоянно напоминал в письмах сыну, требуя: "Персоны мои, писанные в Торгау, пришли немедленно!". Однако не суждено было увидеть русскому царю свое изображение, написанное знаменитым художником. Портреты так и не были доставлены в Россию и еще на несколько веков остались во владении сначала тестя русского царевича Алексея, а потом у брауншвейгских герцогов.
И лишь спустя три века, парадный портрет Петра был доставлен в Россию, правда, уже в качестве имущества семьи Карисаловых - известных петербургских коллекционеров и меценатов. Но как бы там ни было работу Яна Купецкого - важного исторического свидетельства, сохранившего подлинные черты великого русского монарха, Россия все же увидела. Летом 2018 года в музее-заповеднике "Петергоф" была организована выставка одного шедевра, где и выставлен был портрет Петра I «с короной» на всеобщее обозрение россиянам.
Еще один профильный портрет русского монарха кисти Купецкого в наши дни хранится в собрании Ганноверского дома. А портрет Петра в леопардовой шкуре и с жезлом, опирающимся на пушечный лафет - в Музее герцога Антона-Ульриха в Брауншвайге.
И, что любопытно, художник изобразил Петра в золотой мантии на алой подбивке, скрепленной бриллиантовым аграфом, звездой и лентой Андрея Первозванного. А в правой части полотна за спиной монарха едва видна корона, которая по форме совершенно не соответствует короне императора. (Ни до Петра, ни после у русских царей таких корон не было). Своей конфигурацией она сильно уж напоминает короны североевропейских монарших домов. По-видимому, художник не имел ни малейшего понятия о русских атрибутах власти. Зато он мастерски передал и характер, и властность Петра Алексеевича.
Галерея портретной живописи художника
Для портретов многих художников, творивших в 17-18 столетиях, характерна тяжелая темная цветовая гамма, строгая точность рисунка, четкая светотеневая проработка. Ян Купецкий не стал исключением в технике живописи тех времен. Зато его образам присущи и естественные непринужденные позы, правдоподобные черты и жесты - никакой парадности, никакой чопорности. А также художник любил вносить в свои портреты дополнения в виде музыкальных инструментов, различных художественных атрибутов. Практически все полотна мастера написаны в стиле барокко, что придает им оттенки изысканности и галантности.