Биография художника
Ганс Мемлинг (ок. 1440–1494) - художник немецкого происхождения, работавший во Фландрии. Был одним из самых технически блестящих ранних мастеров Нидерландов. Ганс Мемлинг родился в Зелигенштадте, деревушке недалеко от Франкфурта. Его раннее обучение проходило в Кельне. К 1465 году «Ян ван Меммелинге» был зарегистрирован как гражданин Брюгге. Есть предположение, что Мемлинг был коллегой знаменитого Рогира ван дер Вейдена. Вазари писал, что Мемлинг был учеником или товарищем Ван дер Вейдена. Их сотрудничество предположительно продолжалось до смерти Ван дер Вейдена 18 июня 1464 года.
Картины Мемлинга наполнены резвящимися демонами и ужасающими изображениями ада, в котором грешники получают свои дары. Его великолепные творения демонстрируют мастерство в отображении историй, а его уникальный стиль живописи идеально подходит для библейских и легендарных тем. Знаменитый портрет «Портрет мужчины с римской монетой» (до 1480, Антверпен) - первая северная фигура, полностью изображенная на фоне пейзажа.
Сюжет картины
Картина Мемлинга изображает мужчину вполоборота. Полотно поражает тщательным вниманием к деталям, что характерно для фламандской живописи. На мужчине черное пальто и шляпа темного цвета. В левой руке он демонстративно держит римскую монету с изображением императора Нерона, символ его приверженности гуманизму. На заднем плане – пейзаж с озером: Мемлинг был одним из первых художников, кто использовал природный пейзажи для фонов портретов (вместо традиционного черного фона), оказав влияние на художников позднего Возрождения, таких как Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино.
Детали портрета
Портрет особенный во многих отношениях:
1. Прежде всего, это качество и детальность, характерные для портретов Мемлинга.
2. Во-вторых, мужчина изображен на фоне пейзажа. Как было отмечено выше, Мемлинг был одним из первых художников, добавивших фон к своим портретам.
3. Панорамный вид усиливает контраст между крупным планом и более близким, создавая сильное пространственное впечатление.
4. Кроме того, Мемлинг усилил этот эффект, нарисовав человеческую руку в правом нижнем углу, создавая впечатление, будто между изображенной моделью и фоном есть свободное пространство. Таким образом, он также создавал впечатление глубины на переднем плане.
5. Кроме того, Мемлинг нарисовал горизонт в центре картины Антверпена. Таким образом он разделил поверхность пополам: детализированная голова изображена на фоне однообразного голубого неба, а строгая черная одежда размещена на фоне тщательно проработанного ландшафта, создавая сбалансированную композицию.
В некоторых других портретах, таких как «Диптих Маартена ван Ньивенховена» (больница Св. Иоанна, Брюгге), Мемлинг рисовал части изображения на раме, создавая эффект trompe l'oeil. Сегодня рамка портрета Антверпена утеряна, но весьма вероятно, что изображение первоначально продолжалось на этой рамке.
Личность героя
1. Существует много предположений о личности этого человека. Монета с изображением в руке в сочетании с лавровыми листьями и пальмой в пейзаже подтолкнула многих искусствоведов к предположению, что это может быть флорентинец Бернардо Бембо. У этого гуманиста была внушительная коллекция монет, а лавровые листья и пальму он использовал в качестве своей эмблемы. В 1473 году Бембо какое-то время проживал в Брюгге, поэтому он вполне мог заказать портрет у Мемлинга. Эта вполне возможная версия о личности мужчины показывает, что Мемлинг мог писать портреты итальянцев и других зарубежных гостей, посетивших Брюгге. Достаточно вспомнить «Триптих Бенедетто Портинари» (Gemäldegalerie, Берлин) и «Портрет мужчины» (Folco Portinari?) (Galleria degli Uffizi, Флоренция).
2. Есть еще одна версия о личности героя полотна. Исследователи считают, что это может быть флорентийский художник Никколо ди Форзоре Спинелли, который умер в Лионе (там же картина хранилась в начале XIX века). Потомок семьи ювелиров (из той самой, из которой вышел художник Спинелло Аретино). Спинелли известен своими медалями, был гравером печати при дворе Бургундии. Из примерно 150 медалей, относящихся к его стилю, только пять подписаны и считаются одними из лучших достижений итальянской медали пятнадцатого века.
3. Также это может быть Джованни ди Кандида. Джованни ди Сальваторе Филанжье из ветви Кандида был представителем благородной неаполитанской семьи. Родился, вероятно, до 1450 года. Он служил в доме Анжу в Неаполе и переехал в Бургундию на службу герцогу Карлу Смелому. Был записан в качестве секретаря герцога в 1472 году. Остаток своей карьеры он прожил в должности дипломата. В сохранившихся письмаъ Кандида называют «summo et oratori et Historico ac sculptoriae artis atque plastices hac aetate omnium consummatissimo» (величайшим из ораторов и историков и самым искусным из всех художников в искусстве скульптуры и лепки в наше время).
Таким образом, Гансу Мемлингу удалось создать поистине великолепный шедевр портретной живописи XV века. По словам историка искусства Ричарда Мютера, доктора философии, «То, чем Боттичелли был для Флоренции, Перуджино для Умбрии, Боргоньоне для Милана и Беллини для Венеции, Ханс Мемлинг был для Нидерландов».