Правление династии Фатимидов
574
просмотров
Династия Фатимидов — политическая и религиозная династия, которая доминировала в Северной Африке, а затем на Ближнем Востоке с 909 по 1171 год и безуспешно пыталась вытеснить оттуда аббасидских халифов в качестве лидеров исламского мира. Она получила свое название от Фатимы, дочери Пророка Мухаммада.

До Фатимидов в Северной Африке и Египте были и другие правители, которым удалось стать практически независимыми от аббасидских халифов в Багдаде; но они были мусульманами суннитской ветви ислама. Фатимиды, однако, были главами конкурирующего религиозного движения-секты Исмаили из ветви Шиди — и посвятили себя свержению существующего религиозного и политического порядка во всем исламском мире в Северной Африке.

В отличие от своих предшественников, фатимиды отказались даже номинально признать над собой господство халифов-аббасидов, которых они отвергли как узурпаторов. Они сами считали себя потомками пророка через его дочь, были в глазах своих последователей законными халифами, как по происхождению, так и по Божественному выбору хранителями истинной веры и законными главами Вселенского Исламского государства и общины. Их целью было не установление еще одного регионального суверенитета, а вытеснение Аббасидов и создание на их месте нового халифата.

В течение 9-го века во многих частях исламской империи появились миссионеры-исмаилиты, проповедовавшие доктрину революции против суннитского ордена и государства Аббасидов. После ряда неудачных восстаний исмаилиты смогли основать прочную базу в Йемене; оттуда они послали эмиссаров в Северную Африку, где добились наибольшего успеха. К 909 году они стали достаточно сильны, чтобы их имам, который скрывался до этого времени, вышел в свет и провозгласил себя халифом с мессианским титулом аль-Махди (божественно управляемый). Это ознаменовало начало нового государства и династии.

Первые полвека фатимидские халифы правили только в Северной Африке и на Сицилии

Большинство их подданных были суннитами; другие (значительное меньшинство) -были хаварийцами, или хариджитами. Ни одна из групп не была настроена благосклонно к исмаилитским доктринам новых правителей, и они оказывали им упорное сопротивление. Даже среди самих исмаилитов вскоре возник конфликт — между халифом аль-Махди (правившим 909-934 гг.) и миссионерами, которые привели его к власти. Были также политические проблемы с берберскими племенами и соседними мусульманскими правителями, а также война против византийцев на Сицилии и в Италии, которую фатимидские правители унаследовали от своих североафриканских предшественников.

Справляясь с этими трудностями, фатимиды никогда не теряли из виду своей конечной цели-экспансии на Восток, где находился центр силы Аббасидов. Первым шагом было завоевание Египта. Первый халиф аль-Махди в 920 году основал свою столицу в Махдии на восточном побережье Туниса. Его преемники Аль-Кадим ,Аль-Маншур и Аль-Мудизз правили уже оттуда. В 913-915, 919-921 и 925 годах против Египта были посланы неудачные экспедиции. Наконец, в 969 году, при халифе Аль-Муиззе, был завершен первый этап продвижения на Восток. Войска фатимидов завоевали долину Нила и двинулись через Синай в Палестину и южную Сирию. Рядом с Аль-Фустатом, старым административным центром мусульманского Египта, фатимиды построили Каир, который стал столицей их империи, и в нем новую соборную мечеть и семинарию, названную Аль-Азхар, в честь Фатимы Аз-Захра (блистательной), прародительницы династии.

Фатимидский халифат был режимом одновременно имперским и революционным. На родине халиф был сувереном, управлявшим огромной империей и стремившимся расширить ее обычными военными и политическими средствами. Его сердцем был Египет; его провинции на пике своего развития включали Северную Африку, Сицилию, побережье Красного моря Африки, Сирию, Палестину, Йемен и Хиджаз с двумя священными городами-Меккой и Мединой. Контроль над ними представлял огромную ценность для мусульманского правителя, придавая ему большой религиозный престиж и позволяя использовать ежегодное паломничество в своих интересах.

Халиф был не только императором, но и имамом — духовным главой исмаилитов, где бы они ни находились, и, согласно учению исмаилитов, воплощением Бога. Таким образом, он был заклятым врагом ордена суннитских Аббасидов и надеждой и прибежищем тех, кто хотел свергнуть его. Во всех землях, все еще находящихся под сюзеренитетом Аббасидов, он командовал огромной сетью миссионеров и агентов и использовал их, чтобы привлечь новообращенных исмаилитов и работников для службы династии; их задачей было также проповедовать и, по возможности, практиковать подрывную деятельность против суннитского ордена и режимов, которые его поддерживали.

Миссия была тщательно и тайно организована под Верховным руководством главного миссионера в Каире. Основными задачами миссии были разработка и распространение учения исмаилитов. Богословие учения приводило доводы, с помощью которых фатимиды отрицали притязания Аббасидов на халифат и утверждали свои собственные, что являлось мощным оружием в их арсенале. Сначала в Тунисе, а затем в Египте ряд выдающихся теологов написал то, что стало классическими формулировками учения исмаилитов. Фатимиды также основали большие библиотеки и колледжи, в функции которых входила подготовка миссионеров и дальнейшее обучение новообращенных.

Работа миссии была лишь частью — хотя и важной — великой стратегии фатимидов против суннитской империи; в этой стратегии общечеловеческие цели веры исмаилитов и имперские цели государства фатимидов встретились и слились воедино. С этими действиями была связана большая торговая экспансия и экономическая политика, направленная на развитие торговли по Красному морю между Азией и Ближним Востоком в ущерб альтернативному маршруту через Персидский залив, который контролировался суннитскими державами. В ходе этих усилий Фатимиды распространили свое господство на оба берега Красного моря, установили свое господство в Йемене и послали миссионеров в Восточную Аравию, в Центральную Азию и в Индию.

Пик экспансии фатимидов на Восток был достигнут в 1057-1059 годах, когда один из генералов-диссидентов в Ираке перешел на другую сторону и провозгласил фатимидского халифа главой государства в Мосуле, а затем, в течение года, в самом Багдаде. Однако фатимиды не смогли оказать должную поддержку, и генерал был изгнан из Багдада турками-сельджуками. Это оказалось поворотным моментом и началом упадка власти фатимидов.

В своих военных и торговых предприятиях за границей династия добилась многих успехов, наиболее заметным из которых было завоевание самого Египта. Однако правители неоднократно терпели неудачи в Палестине и Сирии, где, помимо местных противников, им также приходилось сталкиваться с крупными нападениями извне — со стороны византийцев, турок, а затем европейских крестоносцев. Именно в Сирии было задержано и остановлено большое наступление фатимидов на Восток; и именно в Сирии возникла новая сила, которая со временем уничтожила их.

Эти неприятности за границей, несомненно, стали одной из причин недовольства в Египте. Сначала Халифы сохраняли полный личный контроль над делами, возглавляя по существу гражданское правительство. Однако значение армии возросло, и между берберскими, турецкими, суданскими и нубийскими войсками возникли фракционные разногласия. Борьба между различными группами впервые стала фактором во время правления аль-Хакима (правившего в 996-1021 гг.), в чье время, отчасти из-за его собственного весьма эксцентричного поведения, личный авторитет и религиозный престиж халифа начали снижаться. Его преемники стали не более чем марионетками в руках своих визирей и полководцев. Во время долгого правления аль- Мустаншира (правившего в 1036-94 гг.) раздоры между фракциями привели Египет в порочный круг анархии и тирании, усугублявшийся повторяющимися голодом и чумой. Провинции на востоке и Западе были потеряны для местных династий или захватчиков.

Конец династии наступил в 1171 году. Последние четыре халифа были не более чем местной египетской династией, лишенной власти, влияния и надежды на более светлое будущее. В 1171 году умер последний халиф. Саладин, номинальный визирь, стал настоящим хозяином Египта, и фатимидский халифат, как религиозная и политическая сила, был формально упразднен.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится