Искусство полно символизма - и эти жуткие младенцы, которые выглядят так, словно хотят продать чёрту чужую душу - не исключение. Возможно, такие картины могут показаться странными современному зрителю, но у художников тех времён были свои взгляды на этот счёт. Как оказалось, здесь не обошлось без христианской теологии, средневековой медицины и устаревшей теории о детстве.
1. Иисус
При изображении Иисуса Христа, наиболее часто изображаемого младенца в средневековом искусстве, художники опирались на преобладающие христианские верования. В то время церковь верила, что Христос был, по существу, совершенно сформировавшимся и неизменным человеком в течение всей своей жизни.
Это означало, что младенец Христос должен был появиться во взрослой форме, потому что он не должен был изменяться с возрастом. Церковь не хотела, чтобы Христос был изображён в виде младенца. Вместо этого они предпочли миниатюрного достаточно взрослого человека.
2. Христианская церковь
В эпоху Средневековья частные портреты были редкостью. Большинство картин с детьми были заказаны христианской церковью, а это означало то, что сюжеты обычно ограничивались несколькими библейскими младенцами, включая Иисуса в младенчестве.
Поскольку Иисус был одним из наиболее часто изображаемых младенцев, то другие малыши в средневековом искусстве, естественно, начали разделять его черты зрелого человека в теле ребёнка.
3. Теория о гомункуле
Склонность средневековых художников изображать младенцев со взрослыми чертами отчасти проистекала из теории гомункула, что означает «маленький человек». Согласно вере, гомункул — это полностью сформировавшаяся человеческая мысль, существовавшая до зачатия. Идея впервые возникла, когда алхимик Парацельс использовал этот термин в своих инструкциях по созданию ребёнка без оплодотворения или беременности.
Теория гомункула распространилась и на другие дисциплины, включая теологию, репродуктивную науку и искусство.
4. Средневековое искусство было экспрессионистским
В то время как художники эпохи Возрождения сосредоточились на реализме, средневековые художники больше интересовались экспрессионизмом. Профессор истории искусств Мэтью Эверетт как-то сказал, что странность, которую мы видим в средневековом искусстве, проистекает из отсутствия интереса к натурализму, и что живописцы больше склонялись к экспрессионистским условностям.
Средневековым художникам было всё равно, похожи ли младенцы в их работах на настоящих младенцев. Художники той эпохи были привязаны к условностям, и стили живописи были в основном единообразны. Во многих случаях эти условности основывались скорее на религиозной символике, чем на реальной жизни. Церковь имела определённые стандарты для изображения Христа в младенчестве, поэтому большинство художников придерживалось этой традиции.
5. Странные понятия о детстве
Средневековые учёные и философы смотрели на маленьких детей иначе, чем большинство современных родителей. До XVIII века христианские учения описывали детей как маленьких, неполноценных взрослых, которых необходимо воспитывать строгой дисциплиной и уроками морали.
Французский историк Филипп Арье предположил, что средневековые дети могли рассматриваться как полноценные взрослые с семилетнего возраста. Церковь считала семь лет «веком разума» - возрастом, когда ребёнок будет нести ответственность за грехи. Поскольку дети с самого раннего возраста воспринимались как маленькие взрослые, соответственно, их таковыми и изображали.
6. Средневековые предрассудки и верования
Быть родителем в средневековую эпоху было далеко непросто. Детские смерти происходили регулярно. По некоторым оценкам, около двадцати процентов детей не дожили до своего первого дня рождения, двенадцать процентов - в возрасте от одного до четырёх лет и шесть процентов - в возрасте от пяти до девяти лет. Изображение младенцев сильными, здоровыми детьми, похожими на взрослых, возможно, олицетворяло надежды родителей на детей, которые доживут до зрелого возраста.
7. Пример для подражания
Некоторые эксперты теоретизируют, что средневековые художники изображали младенцев со взрослыми чертами лица в интересах реальных детей, которые могли видеть их работы. Сильные, зрелые фигуры, изображённые на картинах, служили образцами для подражания средневековым детям, которые, глядя на них, должны были стремиться к тому, чтобы стать такими же взрослыми, крепкими и сильными, как взрослые малыши на картине.
8. Репродуктивные идеи
Гомункул был тесно связан с теорией преформизма. Согласно этой средневековой школе мысли, человеческая жизнь не возникла из генетических компонентов обоих родителей. Вместо этого полностью сформировавшийся индивид существовал в одном из родителей до зачатия. Некоторые теоретики считали, что полностью развитый человек существует в женщине и требует мужского семени, чтобы активировать его каким-то химическим способом. Другие утверждали, что ребёнок существует в семени и был имплантирован в матку. Это означало, что любой ребёнок мог считаться гомункулом, подобным младенцу Христу, и, следовательно, мог также изображаться как взрослый.
9. Быть взрослым с рождения
Иисус был не единственным ребёнком, которого изображали с элементами символики. Средневековые и ренессансные художники также изображали детей из королевских семей взрослыми, даже в очень юном возрасте. В таких портретах основное внимание уделялось не их детству, а аристократическим амбициям, навязанным им. Даже в детстве их публичные персоны были призваны проецировать качества, необходимые им как будущим лидерам.
10. Перемены
В эпоху Возрождения экономика начала меняться, и в городах по всей Европе возник процветающий средний класс. Простые люди наконец-то могли позволить себе заказывать портреты - привилегия, ранее принадлежавшая церкви и аристократии.
Новый средний класс хотел портреты своих детей, но был категорически против того, чтобы их изображали стариками. В итоге, постепенно художники стали отходить от ранее навязанной средневековой символики, и дети на картинах стали гораздо симпатичнее.
11. Новое восприятие и взгляды на портрет
Мыслители эпохи Возрождения помогли изменить отношение общества к детям. Вместо того, чтобы относиться к ним как к маленьким взрослым, люди стали ценить юношей за их очевидную невинность. Дети больше не воспринимались как несовершенные существа, нуждающиеся в исправлении. Вместо этого на них смотрели как на невинных, которые ничего не знали о грехе. Родители стали ценить детство как отдельную фазу, отделённую от взрослой жизни.
12. Художественные стили менялись вместе с восприятием Иисуса
В эпоху Возрождения, когда общество стало восхищаться детьми и их врождённой невинностью, церковь также начала почитать детство Христа. Произведения искусства той эпохи подчёркивали природные добродетели Иисуса. Богословы и художники стали меньше обращать внимания на благочестие младенца Христа и больше на его невинность и отсутствие греха. Эти новые идеи побуждали художников изображать младенца Христа с более младенческими чертами.
13. Ренессанс
Ренессанс потряс мир искусства и уничтожил условности, которые ранее сдерживали художников, открыв новый интерес к реализму и натурализму. Художники стали осматриваться и изображать то, что они наблюдали. Они порвали со старыми условностями и рисовали детей такими, какими они их видели, что привело к появлению реалистических детей в искусстве.
14. Переворот в мире искусства
Ренессанс не произвёл революцию в искусстве за один день. Стили менялись с течением времени, но эти изменения медленно, но широко распространились по всему миру искусства. Художественные изображения младенцев постепенно стали меньше походить на стариков, но чрезвычайно мускулистые дети всё ещё оставались в Ренессансе. С течением веков художники отказались от средневековых стилей в пользу ренессансного реализма.
Читайте также о том, почему содержание Евангелия детства Иисуса повергает многих в шок, а также претит религиозным догмам.