В читательских кругах и в среде критиков с момента выхода в свет легендарного романа Генрика Сенкевича «Огнем и мечом» велись жаркие споры по поводу - постигнет ли его участь романов-однодневок, или станет он классикой. Но, только время способно расставлять все по своим местам - творением польского писателя до сих пор зачитываются книголюбы всего мира. А вот о том, какой невероятный резонанс произвел этот роман на читателей более 135 лет тому назад, далее - в нашем обзоре.
Генрик Сенкевич – талантливый польский писатель, а также историк в какой-то степени, потому как переработать столько исторической информации, подняв груды архивов, и придать сухому материалу ярких красок и сочных оттенков, а также наполнить увлекательнейшим содержанием - дано не каждому автору. В свое время литератор совершил прорыв в жанре приключенческой и исторической литературы. И читатели, жаждущие приключений, глубоких переживаний и незабываемых впечатлений, с головой окунались в события захватывающих страниц его романа.
«Огнем и мечом» - ошеломительный успех начинающего писателя
Изначально автором планировалось, что первая часть «Трилогии» «Огнем и мечом» будет состоять из 60 частей, в результате их оказалось - 206. Несмотря на весьма нелестную оценку некоторых критиков, роман приобрел такую популярность, что Сенкевичу пришлось написать продолжение – другого выхода у него просто не оставалось.
Его роман читали всюду: в шляхетских усадьбах, в ремесленных мастерских, конторах и почтовых отделениях... В редакцию газеты, где с 2 мая 1883 по 1 марта 1884 года отрывками печатался роман Сенкевича «Огнем и мечом», приходило огромное количество писем от читателей, которые умоляли автора не умерщвлять никого из героев книги. Когда персонаж романа Лонгинус Подбипятка все же погиб от рук татар под Збаражем, в стране наступил траур, в костелах заказывали молебны об упокоении его души.
Ни одна часть романа, ни одно значимое событие не оставалась без отклика читающей публики. Современник Генрика Сенкевича, историк литературы Станислав Тарновский, вспоминал, что в то время каждая беседа начиналась и заканчивалась дискуссией о романе, причем о его персонажах говорили, как о живых реальных людях.
Первоначально у писателя была задумка главной сюжетной линией произведения показать любовный треугольник между главными героями романа - Яном Скшетуским, красавицей-княжной Еленой Курцевич и полковником Иваном Богуном. И аудитория, затаив дыхание следила за развитием их отношений. Однако вскоре роман начал обрастать эпизодами, в которых читатель стал зачитываться описанием сражений, побегов, погонь, поединков, романтикой степной жизни и многим другим, являющимся теперь неотъемлемой частью книги. А тема рыцарства и патриотизма, буквально пронизавшая произведение, пробудила у поляков очень глубокое чувство национальной гордости.
Главной целью произведения, как утверждал сам автор, было поднятие национального духа поляков в момент меж усобицы внутри страны и народного восстания. И это ему, безусловно, удалось с лихвой.
Что говорила критика
Разумеется, что такой успех романа не остался без критических суровых замечаний литературоведов, один из которых отметил: «В романе Сенкевича одни видят совершенный шедевр, которым будут восхищаться потомки во все времена, другие утверждают, что этот роман подобен модной ткани, которая уже завтра уступит место другим сезонным товарам».
Так, некоторые знатоки истории отпускали в сторону писателя колкие упреки за фальсификацию и отсутствие в его произведениях реальной картины исторических событий и социальных явлений, чрезмерной идеализации исторических персонажей (в большей степени это касалось князя Иеремии Вишневецкого). Иные критики находили в романе Сенкевича приметы других жанров: сказки, вестерна, повести из народной жизни.
Однако самая главная претензия к роману заключалась в том, что его автору, был характерен однобокий взгляд, причем этакий гипертрофированный. Когда одни персонажи идеализировались, а другие - были исчадием ада. То бишь, казаки - отвратительны и ужасны, вечно пьяные, кровожадные, тупые и вся их цель - убивать, а в противовес им были показаны благородные шляхтичи. Безусловно, национальная принадлежность Сенкевича давала о себе знать весьма конкретно. Тем не менее, хотя автор и был всем сердцем и душой на стороне своего народа, он все же постарался сохранить максимальную объективность, прекрасно понимая, "что огонь не вспыхнул бы так ярко и горячо, если бы солома не была вдоволь иссушена людскими страданиями".
Большинство читателей довольно легко простили Сенкевичу его симпатии - как можно было судить и требовать исторической объективной достоверности от художественного произведения, когда автор, имел право на свою, личную, точку зрения. А чисто с художественной стороны, как не крути, роман Генрика Сенкевича - великолепен. Основная композиция, ритм повествования, структура сюжета, подбор персонажей, колоритный язык написания - всё выверено почти идеально.
Несколько слов о сюжете романа
Шляхтецкий гонор и казацкая удаль, в который раз сошлись на поле битвы, отстаивая каждый свою правду. Кровопролитная война, начинавшаяся как восстание казаков войска Запорожского, достигла невиданных размеров. Интриги, подвиги и трусость, переговоры, победы и поражения, личные обиды Богдана Хмельницкого и то, во что это вылилось для Речи Посполитой и для Украины - все это вместе взятое и легло на страницы известного романа.
Одним словом - из-под пера писателя вышел роман, повествовавший о событиях средины 17 века, когда произошло восстание казаков под предводительством полковника Богдана Хмельницкого совместно с татарами против польской шляхты. В романе с достоверностью отражены образы очень многих исторических действующих лиц, реально существовавших в ту эпоху.
Действие «Огнем и мечом» разворачивается по законам приключенческой литературы и, разумеется, без романтической нити здесь не обошлось: за сердце польской красавицы сражаются два кавалера на фоне кровавых столкновений, похищений, побегов, погонь. Однако эта сюжетная линия является в книге второстепенной. Особый же взгляд автора был, направлен на сражения, характер героев, их силу и доблесть. Автор колоритно, с большим мастерством описывал диалоги действующих лиц, которым присущи и юмор, и ирония, и достоинство.
Сейчас сложно судить, о том, кто был прав, а кто виноват почти пять веков тому назад: каждому всегда была своя рубашка ближе к телу. Но, традиционно в истории советского времени образ Богдана Хмельницкого был возведен в ранг национального героя, что, впрочем, и немудрено, ведь в результате возглавляемого им восстания обширные украинские территории перешли в российское подданство.
Генрик Сенкевич же в своем романе "Огнём и мечом" показывает события с другой, с "польской" стороны. У него Хмельницкий - сумасброд и пьяница, начавший бунт из-за личной обиды. Фактически разрыву между казачеством и польской шляхтой послужил случай, который полностью изменил жизнь казачьего полковника, и окончательно настроил против Польского государства.
Польский подстароста Даниэль Чаплинский разгромил его хутор, украл его возлюбленную и приказал жестоко избить полковничьего сына. Обратившись к королю за помощью, Хмельницкий получил лишь совет: лучше защищать свои земли. Что, тот и сделал, подняв вооруженный мятеж и, со временем, присоединив большую часть Украины к России. Чрезмерно высокой оказалась цена личной обиды Хмельницкого для польской шляхты. Но, это будет гораздо позже...
А по роману Сенкевича, вспыхнувшая искра вражды разожгла пожарище войны, из которой Речь Посполитая вышла победительницей – роман заканчивается описанием битвы под Берестечком в 1651 году, в которой польская армия нанесла сокрушительное поражение казацко-крымскому войску.
Интересные факты из жизни писателя Генрика Сенкевича
И в завершение хотелось бы перелистнуть несколько страниц из биографии Генрика Сенкевича, дабы наш читатель больше смог узнать о перипетиях жизни писателя и его литературной деятельности.
Детство и юность
Генрик Адам Александер Пиус Сенкевич родился в мае в 1846 году в деревеньке Воля-Окшейска, что в Польском Царстве, где было помещичье имение отца. Что любопытно, его родственники по батюшке являлись татарами, принявшими католическую веру и переехавшими в Польшу. Род по материнской линии происходил из белорусских дворян. Однако родители Генрика считали себя полноценными поляками и, разумеется, такое восприятие передали своим шестерым детям.
Семья Сенкевичей внезапно разорившись, оказалась в затруднительном финансовом положении. Поэтому отец вынужден был продавать за долги свои имения, а кода было продано последнее, семейство Сенкевичей переехало в столицу Польши Варшаву. Несмотря на бедственное положение, родители всеми силами пытались дать своим детям хорошее образование. Благодаря чему юный Генрик окончил варшавскую гимназию и успешно сдал экзамены в местный университет на медицинский факультет, но вскоре из-за отсутствия интереса к предмету перешел на историко-филологический.
Однако в 1871 году Генрик был вынужден и вовсе оставить университет, теперь уже из-за банального отсутствия денег. Учась в вузе, юноша был довольно посредственным студентом, но при этом хорошо преуспевал в литературе и польском языке. Именно эти предметы и помогли начинающему таланту проявить себя и в скором будущем добиться немалого успеха. Вдохновляясь романами Вальтера Скотта и Александра Дюма, он еще в студенческие годы сочинил свой первый рассказ «Жертвоприношение», которое так и не удалось опубликовать.
Сенкевич - журналист
Не остановившись на неудачном опыте, Генрик пробует себя в журналистике. Бедный студент взял псевдоним Литвос и принялся писать статьи, эссе и очерки для нескольких периодических изданий Варшавы ("Нива", "Газета польска" и другие). Его талантливые работы заметили и начали публиковать. У юного Сенкевича был новаторский подход к сочинительству и легкий слог, что быстро оценили в журналистских кругах, поэтому Генрик и решил бросить учебу в университете и посвятить все свое время работе.
В кругу польской интеллигенции он совсем скоро приобрел репутацию чуть ли не самого лучшего журналиста Варшавы. Уже в 1872 году состоялся первый дебют Сенкевича, написавшего повесть "Начало". Окрыленный успехом новичок продолжил активно сочинять собственные произведения и публиковаться.
Во второй половине 70-х за счет редакции газеты много путешествовал по Европе, посетил Америку, где, набравшись впечатлений и вдохновившись путешествием и невиданной ему ранее заграничной жизнью, молодой человек пишет множество новелл, очерков, репортажей, которые регулярно появлялись в польской печати.
Так, путешествуя по Италии, он знакомится с полькой Марией Шенкевич. Через два года молодые сыграли свадьбу. Брак оказался успешным, счастливым, но, увы, недолгим. В 1882 году у Сенкевичей родился сын Генрик Йозеф, через год – дочка Ядвига. После рождения дочери здоровье супруги пошатнулась, и в 1885 году она умерла от туберкулеза. Сенкевич остался с двумя детьми на руках. После смерти жены писатель еще дважды женился.
Сенкевич - романист исторического жанра
Громкий успех разразился вокруг имени писателя после первого романа «Трилогии» «Огнем и мечом» (1883—1884), за которым последовали - «Потоп» (1884—1886) и «Пан Володыёвский» (1887—1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы.
После небывалого успеха «Трилогии» из-под пера писателя вышли еще несколько исторических художественных произведений, но они достигли меньшей популярности. Вновь оказался писатель в зените славы, опубликовав роман «Камо грядеши» (1894—1896), в переводе из старославянского «Куда идешь». Эта фундаментальная работа мастера прославилась далеко за пределами Польши, была переведена на более 50 языков и отмечена самим Папой Римским. К слову сказать, именно благодаря этому роману Сенкевич получил Нобелевскую премию по литературе в 1905 году.
Интересным фактом является то, что именно этот роман экранизировали чаще всего, а именно семь раз. Всего же за историю кинематографа было экранизировано свыше 20 произведений выдающегося писателя, творившего на рубеже 19-20 столетия.
К слову, в 1999 году польский кинорежиссер Ежи Гофман экранизировал роман «Огнем и мечом». В следующем обзоре вы узнаете о предыстории создания четырехсерийной исторической киноленты, об интересных фактах и о том, что осталось за кадром.
В продолжение темы о кинофильмах, основанных на исторических художественных произведениях, где писатели отражали непростые отношения Польши и Украины во времена казачества, читайте: Почему Богдан Ступка считал кинокартину «Тарас Бульба» самой страшной в своей актерской карьере.