Конечно, удивить искушенный Париж обнаженной дамой было бы трудно. Публику шокировал и возмутил неприглядный реализм фигуры простой женщины. Обнаженная женская натура по канонам изящных искусств должна вызывать у зрителя только эстетические чувства. А тут «даже крокодил потерял бы аппетит» - злословили критики.
Император Наполеон III был ценителем классического искусства и воспринял изображение «Купальщицы» как «изуродование действительности». Представленная на полотне дородная дама выглядела скандально по канонам красоты эпохи, когда в моде были тонкие талии в корсете.
Выставка 1853 года в Париже стала сенсационной, народ толпами шел поглазеть на чудо и новаторство в искусстве.
Императрица Евгения, которая рядом рассматривала картину «Лошадиная ярмарка» с конем-тяжеловозом, при виде «Купальщицы» воскликнула: «Это тоже першерон?» (Порода лошадей - Першерон).
Это высказывание быстро стало известно во всем Париже и привлекло к картине еще больше зрителей. Желая посмотреть на «першерон» на выставку пришли даже те, кто ранее не интересовался живописью. Посещаемость возросла до 200 человек в день.
Кроме того, во времена изящных искусств обнаженными изображались героини античной мифологии или томные куртизанки на мягких подушках. А тут голая изможденная физическим трудом прачка? Какой скандал!
Перед выставкой художник был настроен оптимистично, хотя и ожидал критику.
Курбе писал родителям накануне своего дебюта: ««Мои картины были одобрены в эти дни жюри без каких-либо возражений. Меня считают признанным общественностью и без этого суда. Они, наконец, оставили за мной право самому отвечать за мои работы… Весь Париж готовится увидеть их и услышать шум, который они сделают. Для «Купальщиц» все это немного пугает, хотя я добавил тряпку на ягодицы. Пейзаж этой картины в общем имеет успех».
Зрители обратили внимание на грязное полотенце на обнаженном теле купальщицы, а также запачканные ноги женщины, сидящей рядом. Какая вульгарность!
Утонченный писатель Проспер Мериме заявил, что подобный вульгарный вид плоти отвращает от любви.
«От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного “я” ?» - возмущался Александр Дюма-сын.
Курбе стал одним из основоположников французской реалистической живописи, его работы можно сравнить с русскими художниками-передвижниками XIX века. Этот реализм вызывал возмущение и отторжение, но при этом привлекал своей неприглядностью и близостью к простому народу.
«Я привел в ужас весь художественный мир» - гордился художник скандальной славой "Купальщиц".
Гюстав Курбе был человеком брутальным, мощного телосложения и предпочитал женщин под стать себе - крупных и крепких. Такой была любимая натурщица Жюстин, позировавшей ему для «Купальщицы».
Скандальную картину купил банкир Альфред Брюйа, который проникся реалистичным искусством и поддерживал художников-реалистов, изображавших простую жизнь (как русский меценат Третьяков, помогал художникам-передвижникам России). Брюйа построил «Павильон реализма», где выставлялись картины, представляющие простую жизнь.
Картина была куплена за 3000 франков.
«Люди, умеющие чувствовать и любить в этом мире, так одиноки, что мы не могли разминуться» - написал Брюйа художнику, приглашая его погостить. Их встречу по дороге в Сет художник изобразил на картине «Здравствуйте, господин Курбе!».