Леонардо да Винчи: флорентийский гений, который мастерски объединял искусство, науку и технику
587
просмотров
Талант Леонардо да Винчи, пожалуй, самый яркий и многогранный в истории человечества. А его способность объединять искусство, науку и технику — прямое тому подтверждение.

Леонардо да Винчи — бастард, ставший гением

Леонардо родился бастардом. Он появился на свет 15 апреля 1452 года от связи потомственного нотариуса Пьеро да Винчи с незамужней крестьянкой Катериной Липпи. В эпоху Ренессанса рождение внебрачных детей, особенно среди правящей аристократии, не считалось чем-то позорным, поэтому семья отца спокойно воспринимает факт рождения Леонардо.

Родись Леонардо да Винчи в законном браке, ему судьбой было бы предначертано стать нотариусом, но он получает только начальное образование, едва владеет латынью и с трудом алгеброй. Его пытливый ум получил свободу выбора, он применяет эмпирический подход к изучению мира и становится самоучкой.

Надо отдать должное Пьеро — он учел творческие способности сына и, чтобы дать ему профессию, из родного Винчи перевез мальчика во Флоренцию. Когда в городе появляется Леонардо, Флоренцией заведует богатое семейство банкиров — Медичи. Они брали под свое крыло художников-новаторов, в числе которых были Леонардо, Боттичелли и Микеланджело, а также покровительствовали художественным мастерским.

Формирование творчества Леонардо да Винчи

Леонардо исполняется 14 лет, и отец пристраивает его подмастерьем к Андреа Верроккьо — художнику и инженеру, под началом которого трудилась одна из лучших мастерских во Флоренции. Работая с Верроккьо, он придумывает и мастерит механизмы для театральных постановок и карнавалов, разрисовывает декорации и пишет картины на заказ. В отличие от своего учителя Леонардо пользуется масляными красками, а не темперой. Разрабатывает метод, размывающий резкие очертания, — сфумато. Во главу угла ставит не только изображение правильной перспективы, но и отражение психологического портрета человека.

В период работы в мастерской он пишет такие произведения, как «Крещение Христа», «Благовещение», большое количество «Мадонн». Венцом его портретной нерелигиозной живописи становится картина «Джиневра Бенчи».

Портрет Джиневры де Бенчи.

Про Леонардо говорили, что это человек редкой красоты и огромной физической силы. Он носил длинные золотые кудри, держался с большим достоинством, надевал яркие, а иногда эпатажные наряды. Единственным недостатком да Винчи становится привычка не заканчивать начатые работы. Поэтому, открыв в 1478 году свою мастерскую, его ожидает полный коммерческий провал.

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо чувствует, что его способности и круг интересов превосходят его КПД, и в 1482 году решается переехать в Милан. Герцог Лодовико Моро приглашает да Винчи ко двору в качестве постановщика представлений. Он разрабатывает звуковые и технические спецэффекты, придумывает художественную составляющую театрализации, изобретает механизм вращающейся сцены. Гений Леонардо настолько уникален, что ко двору пришлись его песенные (на зависть современным рэперам) и музыкальные импровизации (он не знал нот и играл на слух), он сочинял басни, выступал с бестиариями и «пророчествами», баловал публику фокусами, загадками и шарадами собственного сочинения.

Больше всего Леонардо хочется заниматься инженерным делом. Он берется за разработку военной техники и оружия. На бумаге его военные монстры кромсали человеческую плоть и были придуманы для устрашения врагов, между тем сам Леонардо да Винчи становится вегетарианцем и до конца жизни пропагандирует отказ от мяса из-за любви ко всему живому.

Леонардо имел много друзей, его ценили и уважали. Одной из важнейших работ, которую он провел в сотрудничестве со своими приятелями, стал чертеж «Витрувианского человека». Что касается художественного мастерства, то в миланский период он достигает пика своего совершенства. В эти годы Леонардо создает произведения «Дама с горностаем», «Портрет музыканта» и «Портрет юной невесты». По заказу герцога Лодовико Леонардо расписывает стены церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Там создается одно из главных произведений его жизни — «Тайная вечеря». За работой художника мог наблюдать каждый желающий — акт творчества в эпоху Возрождения превращался в перфоманс. А работал да Винчи очень оригинально, его то душили приступы неистового желания писать, то вдохновение покидало автора, и он уныло сидел рядом со своим творением, ничем не занимаясь, на современный манер, прокрастинируя. В этот раз он закончил произведение, и оно получилось совершенным.

Творчество Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения

В свои 50 лет Леонардо возвращается во Флоренцию. В эти годы он начинает писать портрет «Мона Лиза», получает заказ на картину «Святая Анна с Мадонной и младенцем». В это же время написаны полотна «Спаситель мира» и «Святой Иоанн Креститель».

С 1499 по 1512 годы гений ведет кочевой образ жизни, переезжая из Флоренции в Милан и обратно, некоторое время живет в Риме. В какой-то момент Леонардо даже состоит на службе у кровожадного Чезаре Борджиа.

Тайная вечеря.

Этот период ознаменуется творческим соревнованием молодого Микеланджело и зрелого Леонардо. Впрочем, соревнование немного потрепало нервы обоим художникам и ничем особенным не закончилось.

Предполагаемый портрет Чезаре Борджиа.

У Леонардо была одна особенность — он не зацикливался на деньгах, не любил писать для кого-то, поэтому дорогие сердцу произведения он часто не возвращал заказчикам. Венец творчества да Винчи — «Мона Лиза». Практически 15 лет шедевр путешествовал со своим автором, Леонардо все время что-то доделывал.

Летом 1516 года он поступает на службу к королю Франции Франциску I. Это было время, когда да Винчи полностью мог погрузиться в инженерию. 2 мая 1519 года Леонардо скончался в своей постели.

Леонардо да Винчи похоронили во французском городе Амбуаз, но точное местоположение его останков неизвестно.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится