Рост национального патриотизма продолжался в течение всего 19 века, и породил необходимость к воспеванию своих национальных героев. Первым таким персонажем стал пресловутый Иван Сусанин. Нисколько не умаляя его героизма и мученической кончины, стоит заметить, что компания по раскрутке соответствующего бренда велась вполне профессионально с привлечением всех доступных для того времени рекламных ходов и средств массовой информации.
Василий Шебуев (1777-1855), известный художник-академист, ректор Академии художеств и куратор живописных работ в Исаакиевском соборе, взялся запечатлеть еще один из таких историко-патриотических сюжетов – подвиг купца Иголкина.
Эта история, гораздо менее известная сейчас, относилась к эпохе Петра I, ко времени начала Северной войны. В 1700 году в Швеции в связи с началом войны с Россией было решено заключить под стражу всех русских, которые тогда находились в стране (радикальное решение, надо признать). В числе таких политических арестантов оказался и русский купец Прохор (или Павел) Иголкин, пребывавший в Швеции по делам своего бизнеса. Когда он был в тюрьме, то однажды услышал как охранники-солдаты, сторожившие арестантов, ругают русского императора. Его верноподданническая душа не выдержала такого издевательства, сначала Иголкин потребовал прекратить ругать императора, но на циничных шведов это не подействовало. Тогда Иголкин вырвал у одного из охранников ружье и штыком заколол обоих охальников.
По законам толерантного (уже тогда) западного общества купец предстал перед судом (а вовсе не был казнен без суда и следствия) и объяснил свой поступок преданностью государю, а также заявил, что готов принять любую даже мученическую смерть во имя императора Петра Алексеевича. Шведский король Карл XII был так поражен этими глубокими чувствами простого русского купца, что немедленно отправил Иголкина в Россию. Очевидно, что те русские, кто не проявил свои верноподданнические чувства и патриотизм столь радикальным способом, так и остались сидеть в шведских тюрьмах до окончания военного конфликта.
Согласно легенде Петр I встретил героя с большими почестями, наградил и до самой смерти испытывал к нему большую привязанность. В 1838 году была поставлен спектакль по пьесе Н.А.Полевого «Иголкин, купец новгородский», пользовавшийся большим успехом у патриотически-настроенной публики.
История эта почему-то достаточно давно волновала Шебуева, и он перед тем, как приступить к окончательному варианту, исполнил несколько предварительных версий. Первый эскиз относится к 1811 году, окончательный вариант был завершен в 1839 г. С композиционной точки зрения он использовал типичный для себя вариант размещения персонажей как бы на сценической площадке с открытой боковой стороной. Окончательный вариант получился более экспрессивным, насколько это вообще возможно в академической композиции.
Публика в свое время восторгалась картиной, но дело здесь, вероятно, даже не в ее художественных достоинствах, а, скорее, в том, что она появилась в нужное время, отвечая на конкретные духовные запросы конкретного времени.