По этому случаю выпускаются книги, открываются выставки и в режиме нон-стоп обнародуются сенсации. Очередная горячая новость поступила от итальянских врачей: они диагностировали у Леонардо да Винчи так называемую «когтистую руку» (или «птичью лапу») — особую деформацию кисти из-за травматического поражения локтевого нерва. И сделали вывод, что эта травма не позволила художнику дописать «Джоконду» и другие работы, которые были при нём в момент смерти. На эту гипотезу стоить взглянуть критически.
Пластический хирург Давиде Лаззери и невролог Карло Росси из Италии опубликовали своё исследование с новым диагнозом в Журнале Королевского медицинского общества.
То, что в конце жизни у да Винчи были проблемы с правой рукой, известно давно.
В октябре 1517 года, за полтора года до смерти, 65-летнего Леонардо, который тогда по приглашению французского короля Франциска I жил в Амбуазе, навестил кардинал Луиджи д’Арагона. С кардиналом был его секретарь Антонио де Беатис, он в своём дневнике и оставил запись о состоянии Леонардо: «У него парализована правая рука, и по этой причине никто уже не ждет от него новых шедевров. Он обучил одного миланца [Мельци], и тот очень хорошо работает, ибо, хоть маэстро Леонардо уже не способен писать картины с прежней искусностью, он все еще продолжает рисовать и учить». До последнего времени считалось, что в конце жизни Леонардо перенёс инсульт.
Доктора Лаззери и Росси взяли за основу своего исследования датирующийся 16-м веком портрет мужчины, похожего на Леонардо, с подвязанной правой рукой. На этом портрете они увидели симптомы вовсе не инсульта, а повреждения локтевого нерва. Сразу скажем: мы абсолютно доверяем докторам в том, что, взглянув на кисть больного, они способны отличить последствия инсульта (по их словам, тогда рука была бы сжата в кулак) от последствий повреждения локтевого нерва (авторы исследования допускают, что Леонардо мог упасть в обморок или травмировать локоть из-за головокружения).
А дальше будут вопросы и возражения.
1. Не факт, что на рисунке - Леонардо
До сих пор у нас нет ни одного достоверного изображения Леонардо.
Даже рисунок, именуемый «Туринским автопортретом», вызывает вопросы: да, его автор — определённо Леонардо, но кого он изобразил: себя? своего отца? деда? вымышленного мудреца? реального старика, который поразил его своей монументальностью?.. Будь то портретные рисунки самого Леонардо, кого-то из его учеников или даже похожий на Леонардо философ Платон с «Афинской школы» Рафаэля — ответственные исследователи всегда говорят что-то вроде «возможный портрет да Винчи».
Рисунок же, лёгший в основу медицинского исследования, и вовсе нечасто фигурирует в трудах биографов да Винчи. Да, на оборотной стороне рисунка начертано имя Леонардо — но когда и кем?
2. Леонардо да Винчи совершенно точно не позировал автору рисунка со своей больной рукой. И вообще не позировал ему
Здесь всё просто. Леонардо да Винчи умер в 1519-м. Джованни Амброджо Фигино, которому приписывают портрет старика с «когтистой рукой», родился, по разным данным, то ли в 1548-м, то ли в 1551-м.
Фигино был неравнодушен к творчеству Леонардо. Он копировал его рисунки (в том числе анатомические), делал самостоятельные анатомические этюды. И вместе со своим учителем Джованни Паоло Ломаццо подготовил трактат «Правила рисунка», развивающий идеи Леонардо. Конечно, он вполне мог захотеть нарисовать гения. И в этом рисунке зафиксировать дошедшие до него слухи о том, что в конце жизни Леонардо мучился с правой рукой (этот факт явно акцентировал в портрете). Но Леонардо уже не было в живых. Эта больная рука не срисована с натуры.
Возможно, это чистая фантазия. Возможно, Фигино зарисовал больную руку кого-то из своих современников. Возможно, на каком-нибудь чердаке, куда ещё не добрались ушлые арт-дилеры, поныне пылится прижизненный портрет старика Леонардо, — оригинал, с которого Фигино срисовал своего больного гения. Допущениям нет конца. Но достоверных фактов пока слишком мало для того, чтобы по этому рисунку, приписываемому Фигино, ставить диагноз Леонардо.
3. Повреждение правой руки не могло помешать Леонардо работать над картинами
Доктора Лаззери и Росси придерживаются мнения, что левой рукой да Винчи писал заметки и делал рисунки, а вот кистью и красками работал он правовой рукой — следовательно, её повреждение поставило крест на занятиях живописью. «Это может объяснить, почему он оставил множество незавершённых картин, в том числе „Мону Лизу“», — говорит доктор Лаззери в интервью ВВС.
Во-первых, далеко не все исследователи творчества да Винчи разделяют мнение о том, что для живописи художник использовал только правую руку. Во-вторых, даже если это было и так, почему бы ему не изменить своим принципам и не взять кисть в левую, которая у него отлично была развита? Вон правша Репин, когда правая рука стала его подводить, выучился работать левой.
По правде говоря, не нужно никаких диагнозов для того, чтобы объяснить, почему Леонардо не завершил «Джоконду». Такой он был человек: он быстро терял интерес к придуманному, постоянно увлекался чем-то другим, игнорировал дедлайны и заказчиков. А ещё, похоже, был перфекционистом: придумывал больше, чем был способен исполнить, воплотить (по крайней мере, сам так думал). И так было даже тогда, когда он был здоров и крепок.
«Силой своей он способен был укротить любую неистовую ярость и правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец», — писал о да Винчи Джорджо Вазари. Но уже в молодости этот богатырь прослыл человеком, который плохо соблюдает договорённости. И не заканчивает работу.
Вот вам пример. Леонардо 19 лет. Он получает заказ от монастыря Сан-Донато — написать «Поклонении волхвов». Монахи решают не надеяться на Бога и составляют жесточайший договор.
Уолтер Айзексон в книге «Леонардо» описывает это так: «Сложный контракт специально был составлен так, чтобы заставить Леонардо, уже прославившегося обыкновением бросать картины недописанными, поднапрячься и все-таки довести работу до конца. Договор предусматривал особое условие: он на собственные деньги покупает „краски и позолоту и оплачивает иные расходы, какие понадобятся“. Картина должна быть готова „самое позднее через тридцать месяцев“, в противном случае у Леонардо конфискуется то, что он успеет сделать, и он не получит никакой компенсации. Даже форма оплаты была необычная: Леонардо предстояло получить участок земли под Флоренцией, переданный в дар монастырю, с правом снова продать ее монастырю за 300 флоринов, но при этом он должен был выплатить некой молодой женщине 150 флоринов в счет приданого (именно с таким условием земля передавалась монастырю по завещанию)».
Казалось бы, не отвертеться. Но результат вам известен: монахи от Леонардо не получили ничего, мы — возможно, самую знаменитую незавершённую картину.
Искать портреты да Винчи, трактовать их с точки зрения медицины — вполне достойное занятие. Игра ума, которую любил и одобрил бы сам Леонардо. На что не стоит тратить время и силы, так это на поиски оправданий для этого необязательного гения. В конце концов, у нас было целых 500 лет, чтобы полюбить Леонардо таким, какой он есть.