Женские поединки: какие чувства прежде побуждали дам вызывать на дуэли - ревность, обида, любовь?
1,148
просмотров
Вы знали, что на дуэлях бились не только мужчины? Повод для дамского поединка — одинаковые платья на светском рауте, оружие — яд или ногти, форма одежды — топлес.

Ревность, кинжал, монастырь

Ревность, кинжал, монастырь Хосе де Рибера,«Женская дуэль», 1636 г.

«Человек... должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью... за веру, родину и честь», — говорил о высоком смысле поединков криминалист Владимир Спасович. Подобные мотивы вряд ли касаются женских дуэлей, которые в свое время были в моде. Чаще всего противницы таким образом делили мужчину, но иногда причиной могло стать неосторожное слово о прическе или наряде. Поединки дам отличались от мужских большей кровавостью и изощренностью и часто не имели правил. Бывало, в процессе к сражающимся присоединялись секундантки. Клинки нередко смазывали раздражающими составами или ядом. Большая часть женских дуэлей имела смертельный исход (у мужчин — не более половины). Первые задокументированные сведения о них относятся к XVI веку и, кстати, опровергают мнение, что история женских поединков берет начало во Франции.

Одна из таких историй вдохновила испанского художника Хосе де Риберу на создание картины «Женская дуэль», которая и сейчас украшает экспозицию музея Прадо в Мадриде. В 1552 году в Неаполе две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла, дрались на дуэли из-за молодого человека. Обошлось без жертв, но страстные итальянцы еще долго судачили об этой романтической истории. Упоминание о подобном случае, произошедшем 20 лет спустя, обнаружили в весьма неожиданном месте: хрониках миланского женского монастыря Св. Бенедикта. Туда 27 мая 1571 года прибыли две знатные сеньориты с просьбой выделить им помещение для совместного молебна. Молебен закончился трагически. Прибежавшие на шум служительницы обнаружили двух дам, исколотых кинжалами, лежащих в лужах крови. Одна была мертва, вторая умирала. Ходили слухи, что там не обошлось без ревности.

Итог дуэли — расстройство желудка

Итог дуэли — расстройство желудка Кадр из короткометражного немого фильма «Дело чести», 1901 г.

Типично женская дуэль случилась в 1612 году в Великобритании. На балу у завидного жениха графа Сассекского леди Рокфорд заметила, что ее соперница, леди Эстер Рейли, точь-в-точь в таком же платье, как она сама, и — что уж было совсем невыносимо! — золотисто-фиолетовое сочетание идет ей, пожалуй, больше! Последней каплей стало приглашение злодейки графом на менуэт. Разумеется, оставалось только вызвать нахалку на поединок. Зачинщица шпагой не владела, и в качестве орудия мести был выбран яд. На постоялый двор в 20 милях от Лондона дамы прибыли инкогнито — в простых каретах, дорожных плащах с капюшонами. В приготовленной комнате их ожидали два бокала с вином, в одном — отрава. Предполагаемая трагедия закончилась фарсом: давно хранившийся и потерявший свои качества яд принес леди Эстер только сильнейшее расстройство желудка и боль в животе.

Еще один пример женского подхода. В середине XVII века красавицы парижанки мадам Бопрэ и мадам Арли дрались на коротких шпагах. Во время боя они специально наносили удары в лицо друг другу и весьма в этом преуспели: всю оставшуюся жизнь они были вынуждены скрывать под густыми вуалями обезображенные шрамами лица.

Мадемуазель Забияка

Мадемуазель Забияка Мадемуазель де Мопен в опере. Неизвестный автор, 1700 г., иллюстрация к роману «Мадемуазель де Мопен» Теофиля Готье, Обри Бердслей, 1898 г.

Итак, в XVII веке на арену выходят француженки. Широко известна дуэль на шпагах между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, состоявшаяся осенью 1624 года в Булонском лесу. Схватка закончилась победой графини, ранившей противницу в ухо. Самым пикантным было то, что «яблоком раздора» был будущий кардинал Ришелье, о чем он впоследствии не без удовольствия вспоминал в своих записках.

Самой известной парижской забиякой и дуэлянткой (как ни неожиданна для женщины такая характеристика) была Жюли д'Обиньи, она же мадемуазель Мопен. Видимо, сказалось воспитание: ее отец был главным ментором королевских пажей при дворе Людовика XIV и заодно учил дочь давать обидчикам сдачи, отваживать назойливых поклонников, а также искусству фехтования, которое в этих случаях было очень кстати. Она ходила в мужском костюме, участвовала в бесчисленных любовных приключениях — с мужчинами и женщинами, убила или смертельно ранила в поединках не менее десяти мужчин (среди которых были и мужья соблазненных ею дам). Все это не мешало ей быть известной оперной певицей, первооткрывательницей женского контральто, выступавшей на сцене парижской Гранд-опера. Ее похождения описал в романе «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье.

Шпага в женских руках настолько стала приметой времени, что дамы даже позировали для картин с этим модным аксессуаром, держа его в руках вместо зонтика или веера.

Жорж Санд (Аврора Дюпен) и Мария д’Агу

Оригинальный выбор «оружия» и известность персонажей оставили в истории еще одну схватку парижанок. Графиня Мария д’Агу приревновала к писательнице Жорж Санд (в миру Авроре Дюпен) своего возлюбленного — композитора Ференца Листа, ради которого бросила мужа. Последовал вызов на дуэль. В качестве оружия графиней были выбраны ногти. Дело происходило в доме Листа, и хозяину ничего не оставалось делать, как только запереться в собственном кабинете в ожидании конца этого безобразия. Обошлись несколькими царапинами, композитор остался с Марией, но Санд отомстила по-своему: высмеяла графиню в романе «Орас», описав ее в образе виконтессы де Шайи.

Эротика боя: дуэли топлес

Эротика боя: дуэли топлес Открытка, конец XIX века

Трудно сказать, когда возник пикантный обычай драться с обнаженной грудью, а то и полностью обнаженными (вроде бы подобное практиковалось еще в XVIII веке), но в XIX столетии картины и открытки с дуэлянтками топлес можно было увидеть повсюду.

«Дело чести», Эмиль Антуан Байяр, 1884г.

Классикой подобного поединка считается схватка на шпагах принцессы Паулины Меттерних и графини Кильмансегг, состоявшаяся в 1892 году в столице Лихтенштейна Вадуце.

Открытка, конец XIX века

Все участники «эмансипированной дуэли», как ее позже называли, включая секундантов, были женщинами.

Открытка, конец XIX века

Наставник дуэлянток доктор медицины баронесса Любиньская приготовила все необходимое для обработки ран и предложила оголиться до пояса, заявив, что даже незначительные порезы могут привести к опасным инфекциям при соприкосновении с одеждой.

Открытка, конец XIX века

Итогом стали легкие раны — в нос и ухо. Победа была присуждена принцессе Меттерних. Но самым интересным, пожалуй, тут была причина, заставившая дам вступить в бой: у них возникли разногласия по поводу украшения цветами зала для музыкального вечера.

Слепая ярость в холодном Петербурге

Слепая ярость в холодном Петербурге Фрагмент работы художника Михаила Юрко «Женская дуэль», 2012 г. Сюжет картины основан на предании о дуэли между орловскими помещицами Ольгой Заваровой и Екатериной Полесовой

Разумеется, не осталась в стороне от европейских веяний и Россия. Особенно активизировались дамы в правление Екатерины II. Ведь еще в 15 лет Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая русская императрица, билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом, но приверженность к подобному способу выяснения отношений у Екатерины сохранилась. Правда, императрица настаивала на поединках «до первой крови». Только в 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых секунданткой была она сама. Лишь три из них за все время ее правления имели летальный исход.

После смерти императрицы россиянки быстро забыли о гуманизме. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Особенно, как ни странно, этим отличался холодный Петербург, в котором французская маркиза обитала: в одном только салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков.

Впрочем, выяснение отношений с оружием в руках не было прерогативой дам высшего света. В 1829 году в Орловской губернии сошлись в березовой роще с саблями мужей в руках две помещицы — Ольга Заварова и Екатерина Полесова. Первая от ранения в голову скончалась на месте, вторая, раненая в живот, тоже умерла, промучившись сутки. Но и этим не закончилась история. Через пять лет дочери погибших, не наученные печальным опытом, сошлись в той же березовой роще с теми же секундантками-гувернантками. На этот раз дело ограничилось одной смертью — Анны Полесовой. А ее противница Александра Заварова написала об этой истории в своем дневнике.

Сегодня дуэли запрещены законом в большинстве государств. Единственная страна, где они официально разрешены, — Парагвай. Правда, при условии, что претенденты на поединок оба являются донорами крови — только так.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится