Сегодня никто не может ее представить ни в каком другом образе, кроме Нади Шевелевой, а сама она не считает эту работу творческой вершиной, к тому же признается, что с этой героиней у нее мало общего. Неожиданные образы, в которых наши зрители вряд ли помнят Барбару Брыльску, сцены, за которые ее обвиняли в излишней откровенности, и роли, изменившие ее жизнь, – далее в обзоре.
Актриса не скрывала того, что, в отличие от своей самой известной героини – сдержанной и холодноватой Нади – сама в реальной жизни всегда была очень пылкой и страстной. Она часто влюблялась с первого взгляда и бросалась в омут с головой. Так случилось на съемках исторической драмы «Фараон» польского режиссера Ежи Кавалеровича, где она сыграла роль жрицы Камы, а ее партнером по съемочной площадке стал актер Ежи Зельник. Барбара позже признавалась, что всегда выбирала красивых мужчин – а такие не отличаются постоянством. Так было и в этот раз – измены актера привели к их расставанию с Барбарой. А их совместный фильм «Фараон» стал одним из самых коммерчески успешных в Польше – он собрал в прокате 80 млн долларов. Для поляков до сих пор именно эта ее роль – одна из самых запоминающихся. На советские экраны «Фараон» вышел в 1967 г. и был достаточно популярен.
В 1967 г. Барбара Брыльска снялась в советско-немецком вестерне «След сокола» вместе с еще одним кумиром советских зрителей – «заслуженным индейцем» Гойко Митичем. В этом фильме ей досталась роль дочери судьи Кэтрин Эмерсон. Ту же героиню она сыграла и через год, в немецко-югославском продолжении вестерна – «Белые волки».
На съемках фильма «Белые волки» Барбара Брыльска снова влюбилась в партнера по съемочной площадке – югославского актера Слободана Димитриевича, роман с которым длился около года. Ради него она развелась со своим первым мужем, математиком-электронщиком Яном Боровцом, и даже готова была уйти из кино, как он хотел. Каждый день, проведенный в разлуке, она писала Слободану письма, они думали о свадьбе, но этому воспротивилась его мать – по ее мнению, разведенная актриса, дочь простого рабочего и швеи, не годилась в жены ее сыну.
Знаковым для актрисы стала эротическая драма «Анатомия любви», где она сыграла главную роль. Она часто обнажалась перед камерами, но никогда не выходила за рамки дозволенного, при всей своей страстности оставаясь достаточно целомудренной. В этом фильме было много откровенных сцен. Правда, советские зрители их не увидели благодаря стараниям цензуры, а в Польше толпы ее поклонников ходили по несколько раз на сеанс, чтобы еще раз увидеть эти сцены. На съемки в них она спрашивала разрешения у мужа. Актриса отказалась от дублерши, но на своего партнера во время постельных сцен Брыльска попросила надеть капроновые колготки. Она говорила съемочной группе: «Делайте, что хотите, но он не должен меня тронуть!» После этой роли она получила статус главного секс-символа польского кинематографа.
Хотя многие упрекали актрису в излишней откровенности, работа Барбары Брыльской в «Анатомии любви» была высоко оценена критиками во всем мире. Сама она говорила: «Это одна из самых любимых моих ролей – она очень серьезная и драматическая, но и очень сложная для исполнения, так как режиссер впервые отважился показать на экране откровенную эротику». Именно в этом фильме ее увидел Эльдар Рязанов и пригласил в свою «Иронию судьбы». И Барбара стала первой иностранкой, удостоенной Госпремии СССР.
Однако первым появлением Барбары Брыльской в фильме советского режиссера стала вовсе не «Ирония судьбы» – еще в 1968 г. Юрий Озеров пригласил ее сняться в своей киноэпопее «Освобождение», а затем и в ее продолжении – «Прорыв» и «Битва за Берлин». А в 1973 г. она сыграла роль немецкой художницы Мари Урбах, в которую влюбляется главный герой, в экранизации романа Константина Федина «Города и годы» у Александра Зархи.
На родине ее ревновали к успеху после ошеломительной популярности в СССР с «Иронией судьбы» и долгое время не снимали. К тому же в начале 1980-х гг. в польском кинематографе был более востребован другой типаж героини – более напористой и даже агрессивной, и мягкая и лиричная Брыльска осталась не у дел. А вот советские режиссеры продолжали предлагать ей роли – в 1988 г. актриса сыграла роль монахини в драме «Час полнолуния», а в 1991 г. снялась в детективе «Ау, ограбление поезда», правда, большим успехом эти роли не пользовались.
В 1990-х гг. Барбара Брыльска практически не снималась – за 10 лет она сыграла всего 5 ролей в кино. Эти годы стали самым тяжелым временем в ее жизни – в 1993 г. в автокатастрофе погибла ее 20-летняя дочь, после чего актриса долго не могла прийти в себя. По ее признанию, 3 года прошли, как в тумане. Свою боль она пыталась утопить в алкоголе, семья с Людвигом Космалем распалась, и только мысли о сыне-подростке заставили ее взять себя в руки и вернуться к жизни – она признавалась, что сын спас ее от самоубийства. А в 2000-х Брыльска снова появилась на экранах. Ее снова начали приглашать на съемки в Россию, и одна роль следовала за другой: «Даун Хаус», «Казус Белли», «Адмирал» и т. д.