«Славное начало» «русского Стерна»
Не всегда следует судить о литературных направлениях по их названиям, поскольку смысл слов, которыми они обозначаются, со временем меняется. Так, например, слово «сентиментальный» в современном языке трактуется как слезливый, расслабленный, приторный. В 18-м в. под сентиментальностью и чувствительностью понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на всё, что окружает человека. Чувствительным называли того, кто восхищался добродетелью, красотами природы, произведениями искусства, кто сострадал людским скорбям.
Первым значительным произведением литературы сентиментализма стало сочинение англичанина Лоренса Стерна, опубликованное в 1768-м, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Виднейшим представителем направления принято считать Жан-Жака Руссо, автора трогательного романа «Юлия, или Новая Элоиза». В Европе сентиментализм появился во второй половине 18-го в., во времена господства просветительских идей. Мыслители эпохи Просвещения считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным нормам поведения. Писатели-сентименталисты ставили ту же цель, утверждая, что не разум, а чувствительность спасёт мир. Они считали, что, воспитав в людях сострадание, можно победить всякое зло.
В России сентиментализм зародился в 1760-м и представлен в первую очередь «русским Стерном», Николаем Карамзиным. Его повесть «Бедная Лиза» о несчастной любви крестьянки к барину в конце 18-го в. произвела настоящий фурор. Лиза живёт вместе с матерью в окрестностях Москвы, продаёт в городе цветы и там знакомится с Эрастом, человеком с изрядным разумом и добрым сердцем, чувственным от природы, но слабым и ветреным. Эраст оставляет Лизу и собирается жениться на богатой вдове. Потрясённая изменой возлюбленного девушка в отчаянии бросается в пруд и тонет. Такой трагический конец во многом предопределён сословным неравенством героев: Эраст — дворянин, Лиза — крестьянка. Их брак оказался невозможен. «И крестьянки любить умеют», — подчёркивает автор, рассказывая о том, как мать Лизы хранит память о своём покойном муже. В повести Карамзина по-новому была развита идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству — вот главные человеческие достоинства.
Появившись в печати в 1792-м, произведение оказало огромное влияние на современников. «"Бедная Лиза»… вскружила всем головы. Все завздыхали до обморока", — писал Бестужев-Марлинский. «Он [Карамзин] всю Столицу обратил к окрестностям Симонова Монастыря. Все тогдашние светские люди пошли искать Лизиной могилы», — отмечал Иванчин-Писарев.
Будучи сенсацией, «Бедная Лиза» стала точкой отсчёта, «славным началом» в истории новой русской беллетристики. «Без неё не было бы ни «Станционного смотрителя», ни «Бедных людей», ничего», — пишет историк Кобрин. Произведение Карамзина ввело жанр повести в моду. За 20 лет после написания «Бедной Лизы» в российских журналах было опубликовано свыше 100 повестей, а мысль писателя о том, что «и крестьянки любить умеют», нашла продолжение в «Эде» Баратынского, «Повестях Белкина» Пушкина, «На железной дороге» Блока.
Загадка «Бедной Лизы»
В 1827-м под впечатлением повести Карамзина и трагической судьбы её главной героини Орест Кипренский написал одно из своих самых романтичных и трогательных полотен — картину «Бедная Лиза».
В период, когда художник работал над портретом, Устав Императорской Академии художеств ввёл поправку, согласно которой в учебные заведения запрещалось принимать детей крепостных. Кипренского возмутила эта несправедливость, тем более что его мать была жертвой крепостнических законов. Детские переживания вернулись с новой силой, и «Бедная Лиза» стала своего рода ответом на реформу.
По сюжету Карамзина, Лиза покончила с собой. На портрете художника она смотрит в никуда с тоской и печалью. Этот взгляд, по замыслу художника, адресован возлюбленному девушки, который предпочёл ей богатую пожилую вдову. Цветок, который держит Лиза в изящной руке, — бархатец — символ преданности и верности.
Кипренский хотел привлечь внимание общественности к существовавшему сословному неравенству. Однако публика, с восторгом принявшая картину, не видела в ней ничего, кроме прекрасной, сентиментальной девушки в розовой шали.