Он действительно был неподражаем в театре, великолепен в кинематографе, безупречен в озвучивании и хорош даже в рекламе. Он был счастлив в любви и своей семье. Ему удавалось всё то, что было им задумано... Не смог он победить лишь болезнь, подкосившую его жизненные силы.
Его называют человеком-эпохой, ставшим символом советского кино. По его ролям можно изучать историю и познавать Украину. На его счету множество ролей, начиная от шекспировского короля Лира и, заканчивая Мастером Булгакова. Он - гениальный и самобытный артист, обладающий даром перевоплощения, выдающийся деятель культуры, незаурядный талант, искренность которого сделала его любимцем публики. За свою жизнь Богдан Сильвестрович сыграл свыше ста ролей в кинофильмах, а также создал более сотни персонажей на сцене театра, проявив себя актёром, которому были подвластны любые образы.
За свою длительную кинокарьеру Ступка был удостоен 15-ти наград и призов, включая «Нику» и три «Золотых орла». А в 2004 году Европейская киноакадемия номинировала актера на главную премию.
Был Ступка членом и Союза кинематографистов Украины, и Европейской киноакадемии, академиком Украинской и Российской академии кинематографических искусств, и министром культуры и искусства Украины, и президентом нескольких кинофестивалей. До самого последнего своего дня он оставался художественным руководителем Театра им. И. Франко. А, что уж говорить о множестве государственных наград и премий... Уже при жизни актера признали национальным героем Украины, а в рейтинге великих украинцев имя Богдана Ступки стоит на 47-м месте. А это, поверьте, также говорит о многом.
Перелистывая страницы биографии великого актера
Богдан Ступка родился в августе 1941 года в небольшом селе в окрестностях Львова. По окончании войны, в 1948-м, семья перебралась во Львов. С малолетства будущий актер буквально впитывал атмосферу театральных подмостков, так как все свое детство провел за кулисами. Его отец - Сильвестр Дмитриевич Ступка был хористом Львовского оперного театра, там же солировал его родной дядя по матери, тетя работала главным концертмейстером. Подрастая за кулисами театра, он увидел многих выдающихся певцов послевоенного времени, в частности Ивана Козловского и Сергея Лемешева. Такая творческая атмосфера никак не могла не наложить свой отпечаток на формирование у юного Богдана актерских способностей.
Однако, окончив школу, юноша решил получить вовсе не актерскую профессию. Он подал документы в политехнический институт на химический факультет. Провалив экзамены, работал слесарем в мастерской, фотографом при астрономической лаборатории. А еще подрабатывал конферансье в молодежном джазовом ансамбле «Медикус». И однажды, убедившись, что публика хорошо воспринимает его выступления, Ступка понял, что от судьбы не уйти, и, наконец-то, твердо решил стать актером.
Богдан Сильвестрович поступил в драматическую студию при Львовском драмтеатре и уже в 1961 вошел в состав актерской труппы. Почти 17 лет, вплоть до 1978-го, он выходил на сцену этого театра. А переехав в столицу, он продолжал работать уже на сцене Киевского академического театра имени Ивана Франко, которому отдал более 30 лет своей жизни.
Семья - надежный тыл актера
Забегая наперед, хотелось бы сказать, что со своей супругой Ларисой Корниенко Богдан Ступка прожил в мире и согласии около 45 лет. Именно она была, единственной любовью всей его жизни, надежным тылом, вдохновительницей и хранительницей их домашнего очага. Эта удивительная пара воспитала династию украинских актеров – сына Остапа и внука Дмитрия Ступку.
Лариса Семёновна Корниенко родилась и выросла в Баку. Окончив Хореографическое училище, 21-летней девушкой она приехала работать в Львовский оперный театр. Во Львове и состоялась встреча начинающей балерины и 22-летнено начинающего актёра городского Драматического театра имени Заньковецкой. Через четыре года молодые люди зарегистрировали свой брак и родили своего единственного сына Остапа.
Семья жила дружно, разделяя на двоих и радости, и горести. Домашние хлопоты, разумеется, легли на плечи Ларисы, которая умудрялась совмещать работу в театре с заботами о семье, при этом, везде успевая. В их доме никогда не было излишеств ни в быте, ни в еде. Ступка никогда не привередничал, он целиком доверял вкусу и выбору своей жены - начиная с одежды и заканчивая выбором поездки в отпуск. А сам глава семейства играл на сцене по два десятка спектаклей в месяц, нередко уезжал на съемки.
Давая интервью, актер так оценивал свои семейные отношения: "Жена говорит: -Да, с тобой жить тяжело. Но как только я посмотрю спектакль, где ты выходишь на сцену, то опять влюбляюсь и все прощаю!" Вот она сила искусства! Другие меняют женщин как перчатки, а я вцепился в одну - и живу. Ее мудрость позволила нам прожить так долго, вместе более сорока лет. И считаю, что мне повезло!"
Невзирая на большую занятость, Богдан Сильвестрович считал, что в жизни человека нет ничего важнее семьи, поэтому не раз утверждал, что его главное наследство – вовсе не роли. Самое важное, что он оставит после себя – это новое поколение талантливых артистов. Своих сына и внуков, которые пошли по его стопам, он учил быть не только актерами, а в первую очередь - людьми. А когда семья пополнялась внуками, он любил шутить, что клан Ступок разрастается.
Богдан Ступка и кино
Актером кино Ступка стал в 29 лет, дебютировав в киноленте "Белая птица с черной отметиной" Юрия Ильенко, роль в которой актер получил благодаря скандальной ситуации. Сценарий к фильму писали совместно режиссер Ильенко и актер Иван Миколайчук, который и должен был войти в образ украинского националиста Ореста Звонаря. Но тут неожиданно цензура запретила Миколайчуку играть эту роль. На то время артист был достаточно знаменит и Советские власти подозревая актера в "национализме", решили во избежание популяризации того самого "национализма" не провоцировать зрителя. Таким образом, роль отдали малоизвестному театральному актеру Богдану Ступке.
Так потом и повелось... Вначале кинокарьеры Ступке практически всегда доставались отрицательные роли. Впрочем, именно такие роли и импонировали ему самому. Он не раз отмечал, говоря о персонажах партработников и прочих наигранных положительных героев: "...равняться на такого "неживого" человека было нереально, потому что не вызывал ни симпатии, ни уважения - ничего из-за этой правильности непробиваемой... Я потому всегда хотел играть отрицательных героев, потому как в отрицательных была какая-то правда, в них была жизнь."
После роли Ореста Звонаря в драме «Белая птица с чёрной отметиной» Богдан Ступка стал затребованным актёром, которого довольно часто стали приглашать в "большое кино". Сейчас, просматривая современные фильмы с участием Богдана Ступки трудно поверить, что первая роль в кино далась ему весьма трудно. Как позже рассказывал сам Ступка, ему было очень сложно переключиться с театрального актера на киноперсонажа: "Я говорил очень громко, как в театре, и мне постоянно режиссер повторял: "Не кричи так, говори тише". Сложности возникали и с эмоциями. В театре Богдан Ступка привык показывать эмоции преувеличенно, в то время как перед камерами надо было играть более сдержанно и естественно. Однако и с этим вскоре справился великий актер.
В его фильмографии можно увидеть картины самых разнообразных жанров. Так в возрасте 67 лет Ступка решился сняться в эротической мелодраме "Сафо", где сыграл роль российского археолога, который с дочкой приехал на греческий остров Лесбос.
Однако в наибольшей степени актер проявился в историческом жанре. Вот небольшой перечень исторических фигур, которых сыграл актер: гетман Иван Брюховецкий ("Черная рада"), Иван Мазепа ("Молитва за гетмана Мазепу"), Богдан Хмельницкий ("Огнем и мечом"), а также Чингисхан ("Тайна Чингисхана"). Однако, для многих он остался могущественным и сильным Тарасом Бульбой в потрясающем фильме Владимира Бортко "Тарас Бульба" (2009), где Ступка сыграл главную роль.
Богдан Ступка и политика
В 1999 году Богдан Сильвестрович оказался в большой политике, став Министром культуры Украины. Однако, возглавлял министерство не совсем не долго. Спустя два года, он покинул этот пост. После его смерти в Минкульте Украины заявили, что история отечественного театра и кино разделилась на две эпохи: до и после Ступки.
Как признавался сам актер, эта должность была ему в тягость, так как понял, что политика — это самая грязная игра, овладевшая умами человечества. Поэтому Ступка решил вернуться в театр. В 2001 году стал художественным руководителем Национального академического драмтеатра имени Ивана Франко, и более 10 лет оставался на этом посту.
Родовая связь
У актера была сильная связь с его матерью. Именно к ее мудрым советам он прислушивался на протяжении всей своей жизни. Они с ней даже рождены были в один день – 27 августа. Перед своей кончиной, когда он почувствовал, что жизненные силы покидают его, сказал, что хочет умереть именно в тот день, когда умерла его мать – 23 июля. До этой даты Ступка не дотянул всего лишь сутки...
Жизнь Богдана Сильвестровича оборвалась за месяц до его 71 годовщины в столичной клинике «Феофания» от сердечного приступа, где он уже длительное время боролся с онкологией.
Легенда кино и театра - Богдан Ступка был человеком счастливым не от большой своей популярности, а от того, что всю жизнь занимался любимым делом и получил за это всеобщее признание и славу. Он называл себя "Актер Актерыч" и любил, когда на съемочной площадке к нему обращались Бодя, Ступочка или Сильвестр Сталоновый. Достаточно назвать его имя сейчас – и все, даже люди далекие от искусства, знают о ком идет речь... Так было и при жизни великого Мастера.